Тел. +7 (495) 663-04-43; +7 (985) 388-27-71

A A= A+ Развитие профессионального образования в национальной системе квалификаций

6 декабря 2018 года в рамках форума «Национальная система квалификаций России-2018» состоялась ключевая сессия «Развитие профессионального образования в национальной системе квалификаций». С докладами выступили представители федеральных органов управления образованием – двух министерств, сформированных в 2018 году.

Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Марина Боровская отметила, что один из ключевых критериев качества образовательных программ – успешное трудоустройство выпускников, их соответствие требованиям, предъявляемых бизнесом. Однако, по ее мнению, важность этого критерия пока не в полной мере осознается в образовательных организациях.

Заместитель Министра пообещала участникам форума, что ее ведомство займется формированием совета по профессиональным квалификациям в области образования. «Создание такого совета покажет, какова потребность системы образования в кадрах, ведь мы сами – крупнейший работодатель в стране», - добавила Марина Боровская. Комментируя ее выступление, председатель Совета по профессиональным квалификациям в наноиндустрии Андрей Свинаренко отметил, что целый ряд секторов, действительно, пока не включен в Национальную систему квалификаций, и если в образовании такой совет будет создан, это даст импульс к развитию всей системы.

Заместитель Министра просвещения России Ирина Потехина поддержала необходимость создания совета по профквалификациям в области образования. Она отметила важность формирования представлений о конкуренции на рынке труда со школьной скамьи. По ее мнению, для успеха на рынке труда необходима новая базовая грамотность – цифровые навыки, умение работать в команде, навыки проектной деятельности, умение ставить задачи. «Через эти вызовы проходят все мировые системы образования, приспосабливаясь к изменениям на рынке труда, - отметила Ирина Потехина. - Те, кому это удается, получают фору в развитии. С учетом этих вызовов разрабатывался национальный проект «Образование», представляющий собой систему быстрых изменений».

В развитии Национальной системы квалификации участвуют профсоюзы. Заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России Нина Кузьмина напомнила, что одна из предвыборных статей Владимира Путина в 2012 году называлась «Строительство справедливости», так что Национальная система квалификаций должна обеспечивать справедливость, а значит – рост заработной платы. Комментируя ее выступление, Александр Шохин пояснил, что это не единственная цель, а рост зарплаты работника должен определяться ростом его квалификации.

Андрей Рудской, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, рассказал о необходимости совершенствования процедур внешней оценки качества подготовки кадров в университетах. Он предложил разработать четкие критерии допуска организаций к проведению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, а сейчас, по его мнению, такую аккредитацию «проводит кто угодно».

Ольга Павлова, заместитель губернатора Белгородской области, подчеркнула, что любой регион «рассматривает Национальную систему квалификаций как действенный инструмент по управлению кадровыми ресурсами». В 2016 году Белгородская область заключила соглашение о сотрудничестве с Национальным агентством развития квалификаций, и это, по мнению заместителя губернатора, позволило сделать рывок вперед. В частности, Белгородская область стала одним из лучших регионов России по внедрению стандарта кадрового обеспечения промышленного роста.

Екатерина Каменева, Заместитель руководителя Центра экспертизы и актуализации профессиональных и образовательных стандартов СПК финансового рынка, проректор Финансового университета при Правительстве РФ выступила с докладом об использовании инструментария национальной системы квалификаций - профессионально-общественной аккредитации и сертификации - во внутренней оценке качества образовательных программ. "Профессионально-общественная аккредитация сегодня — это знак качества соответствия образовательной программы требованиям рынка труда. Ее значение сегодня трудно переоценить. Однако, есть ряд наболевших вопросов..." - отметила Каменева Е.А.  ВУЗы при принятии решений о выборе аккредитующей организации ориентируются на реестры НАРК и Минобрнауки. Во-первых, состав этих реестров различен. Во-вторых, стоимость процедуры аккредитации уполномоченных организаций варьируется от 20 тыс. рублей до 600 тыс. рублей, что, в принципе, при известных методических подходах, процедуре и трудозатратах выглядит, по меньшей мере, необоснованным. И, наконец, у многих аккредитующих организаций, заявленных в данных реестрах, методика оценки образовательных программ никакого отношения ни к профессиональным стандартам, ни к базовым принципам НСПК и методическим рекомендациям НАРК не имеют никакого отношения. Сегодня, в ситуации совершенствования подходов и процедур государственной аккредитации, будет усиливаться роль профессионально-общественной аккредитации в части ее учета при государственной оценке качества образования. В этой связи, мы просим держателей реестров проверить релевантность методик оценки образовательных программ и пересмотреть перечень уполномоченных аккредитующих организаций.


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER