Тел. +7 (495) 663-04-43

A A= A+ Время лекторов прошло: станут ли вузы фабрикой профессионалов для финрынка

Как сделать так, чтобы система высшего образования, в том числе по финансово-экономическим направлениям, отвечала запросам рынка труда? Ответ на этот важнейший вопрос современности продолжали искать участники Международной научно-методической конференции «Форсайт образования: академические свободы VS аккредитационные ограничения», которая прошла 20-22 марта на площадке Финансового университета при правительстве РФ.

Помимо Финуниверситета соорганизаторами мероприятия стали Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка (СПКФР) и Международная ассоциация организаций финансово-экономического образования (МАОФЭО).

Главный оценщик – работодатель

Современные технологии меняют мир, и, конечно, приводят к трансформации рынка труда. Работу тех же банков, инвестиционных и брокерских компаний, других финансовых институтов сегодня сложно представить без финтеха и регтеха, системы электронного взаимодействия и искусственного интеллекта, без дистанционных цифровых сервисов, без возможности удаленной идентификации и аутентификации клиентов. Для управления всем этим нужна целая армия специалистов нового поколения, обладающих комплексом знаний и умений не только в сфере профильных дисциплин, но в области ИТ, права, маркетинга и пр. Если взять, к примеру, профессию бухгалтера, то можно явно проследить эволюцию – от простого счетовода до оператора современных вычислительных программ.

«Постоянно меняющиеся запросы рынка труда, потребность в кадрах для цифровой экономики, стремление студентов к академической мобильности, увеличение экспорта российского образования фактически обусловили трансформацию архитектуры и содержания образования и определили необходимость совершенствования подходов к оценке его качества», – говорилось в анонсе конференции.

- Главный показатель качества вуза, качества образования – это конкурентоспособность выпускников при трудоустройстве. Эти слова, сказанные Михаилом Эскиндаровым, ректором Финансового университета, можно назвать лейтмотивом всего мероприятия. «Я очень надеюсь, что наша конференция будет иметь дружественный, но при этом конструктивный характер. Нам всем нужно дружить – с Министерством науки и высшего образования РФ, с Рособрнадзором, с работодателями, вузам между собой. Но при этом мы должны критически подходить к тем недостаткам, которые есть в системе высшей школы. Потому что в итоге все мы должны решать одну задачу – давать российской экономике квалифицированные кадры, которые смогут поднять страну», – сказал он.

Михаил Эскиндаров продемонстрировал слайд, на котором в упрощенном схематическом виде была показана «эволюция образования» в нашей стране. Если 1970 год был охарактеризован задачей вычисление площади сложной фигуры, то 2018-ый – просьбой к учащемуся просто закрасить квадратик любым понравившимся ему цветом. Он также привел некоторые данные опросов, проведенных как среди представителей вузовского профсообщества, так и среди студентов в отношении того, чего они ждут друг от друга, от учебного процесса и его итогов. Надо сказать, что соответствующие ожидания во многом совпали. И те, и другие преимущественно считают, что основным показателем качества образования является результативность трудоустройства. Также, к примеру, студенты хотят (а преподаватели понимают), чтобы в процесс обучения внедрялось больше игровых интегративных способов. Что касается характеристик профессорско-преподавательского состава (ППС), то идеальным вариантом в глазах учащихся сегодня является преподаватель-эксперт, а наименее желанным – преподаватель-лектор. Преподаватель должен уметь вдохновлять, не быть просто теоретиком, а иметь практические знания и навыки. «Время лекторов прошло», – резюмировал Михаил Эскиндаров.

По поводу того, каким должно быть сегодня высшее образование идет много споров. Например, как заметил ректор Финуниверситета, сейчас довольно часто звучат предложения о переводе занятий в вузах в режим онлайн, причем не только лекций, но и семинаров. «Мне представляется, что это исходит от тех учебных заведений, где студенты не ходят на занятия. Я категорически против такого подхода. Нужно понимать, что учебный процесс – это не только передача знаний от учителя к ученику, но это и формирование навыков работы в команде, развитие коммуникабельности, воспитательный процесс. Современные технологии в вузах, безусловно, нужно внедрять, но они должны быть дополнением к очной форме, а не заменой», – сказал Михаил Эскиндаров.

Еще один актуальный вопрос касается совмещения студентами работы и учебы. Ева Феррейра, вице-президент Европейской ассоциации по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA), в своем выступлении в числе прочего рассказала о программах в странах ЕС, которые предусматривают возможность учащимся получить полноценный практический опыт в процессе обучения.

Екатерина Бабелюк, директор департамента координации деятельности организаций высшего образования Министерства науки и высшего образования РФ, отметила, что вузы сегодня упоминаются в «дорожных картах» всех национальных проектов, инициированных руководством страны. А в трех нацпроектах – «Наука», «Образование» и «Цифровая экономика» – высшей школе отводится одна из ключевых ролей.

Она также анонсирована некоторые принципиальные изменения в системе высшего и послевузовского образования, по которым сейчас готовятся изменения в законодательную базу. В частности, по ее словам, будет меняться подход к аспирантуре. Как именно, она не уточнила, но дала понять, что целью является качественное обновление ППС. Как ранее заметил Михаил Эскиндаров, найти квалифицированных молодых преподавателей на замещение вакантных должностей в вузах, сегодня очень сложно. «Готовящиеся поправки в федеральный закон об изменении подходов к аспирантуре, позволят нам совершить нужный количественный и, главное, качественный скачок в кадровом вопросе для вузов», – пообещала Екатерина Бабелюк.

Она также рассказала, что в рамках нацпроекта «Образование» при формировании новой системы оценки профессионального уровня молодых специалистов, основной акцент будет делаться на мнение работодателей.«Обязательно должно быть усилено значение оценки наших выпускников работодателями. Это большой вызов. Но это правильно», – сказала чиновник Миннауки и ВО РФ.

- Это очень хорошо, что в министерство пришли люди, которые знают весь процесс и понимают наши проблемы, – сказал Михаил Эскиндаров. До осени прошлого года Екатерина Бабелюк была первым проректором по учебной, внеучебной и учебно-методической работе Санкт-Петербургского государственного университета.

К стандартам – через независимость

Еще одна актуальная проблема, по словам Михаила Эскиндарова, заключается в отсутствии единых унифицированных требований к федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Многообразие применяемых сегодня ФГОСов дезориентирует все учебные заведения страны при формировании своих образовательных программ. «Сегодня у нас есть ФГОСы 1-ого поколения, есть 3-его, есть 3++, появились 4-ого поколения. Хотелось бы, чтобы министерство и другие организации, причастные к разработке этих федеральных образовательных стандартов, наконец, приняли единые требования к ним, которыми будут руководствоваться все вузы страны, независимо от того, где готовится специалист – в Москве или на Камчатке. И не только вузы – речь идет и о школьном образовании, и о среднем специальном», – сказал ректор Финуниверситета.

Александр Мурычев, исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), председатель СПКФР, отметил, что сегодня работа по систематизации ФГОСов, их сопряжению с профессиональными стандартами, активно ведется в рамках развития Национальной системы оценки квалификаций, в том числе в части реализации ФЗ-238 о независимой оценке квалификаций (НОК). «Уже четыре года мы – СПКФР, Финансовый университет в его составе, другие члены совета – ведем планомерную работу по реализации программ, связанных с мониторингом рынка труда, с разработкой профстандартов, квалификационных требований, проведением профессионально-общественной аккредитации. В целом – с развитием системы НОК для финансово-экономической индустрии», – отметил Александр Мурычев.

Он также сообщил, что первыми структурами, которые подписали соглашение с СПКФР о переходе на НОК стали Банк России и Росфинмониторинг. Это значит, что все сотрудники этих организаций после 1 июля 2019 года должны будут пройти квалификационную аттестацию в соответствующем профилю центре оценки квалификаций (ЦОК).

Наталья Наумова, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, заметила, что вопросы качества подготовки выпускников вузов активно обсуждаются на разных площадках в последние как минимум 10 лет. Однако пока решить их не удается. «Существующая система регламентации образовательной деятельности по-прежнему требует перенастройки и корректировки», – сказала она. И напомнила, что по указанию высших властей страны при Росорбнадзоре недавно создана межведомственная рабочая группа для разработки необходимых изменений, в которую вошли представители высшей школы, работодатели, чиновники и эксперты. Наталья Наумова напомнила, что в конце прошлого года принято и вступило в силу очень важная новация в законе об образовании, которая предусматривает возможность учета независимой оценки качества подготовки обучающихся при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности.

Лемка Измайлова, директор Национального аккредитационного агентства в сфере образования (Росаккредагентство), рассказала о развитии системы государственной аккредитации. По словам, сегодня система постепенно переходит на электронный документооборот, что избавить вузы от «необходимости подписывать и перевозить тоны бумаги». А именно на это в ходе конференции жаловались многие выступающие.

Международная научно-методическая конференция «Форсайт образования: академические свободы VS аккредитационные ограничения»
Международная научно-методическая конференция «Форсайт образования: академические свободы VS аккредитационные ограничения»
Фото: Альберт Тахавиев, Finversia.ru

Что имеем не храним…

Михаил Стриханов, ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» в свою очередь поздравил коллег из Финансового университета со 100-летием вуза. Оба ректора пошутили на тему аббревиатур (как известно, раньше Финуниверситет был институтом и в сокращении назывался МФИ).

- Если наши студенты по ошибке забредут к вам, то вы нам их верните, – сказал Михаил Стриханов.

Он также коснулся вопроса интеграции науки и образования. «В связи с реструктуризацией правительства и образованием нового министерства у нас с вами появился исторический шанс объединить науку и образование. Нужно понимать, что высокий уровень научных работ – это гарантия высокого качества образования. Это признают во всем мире», – сказал он.

Олег Смолин, первый зампред Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех», высказал несколько тезисов о состоянии системы образования. «Первый тезис – патриотический. Реальное качество российского высшего образования лучше, чем его места в международных рейтингах. Это происходит потому, что при оценке университетов на Западе активно учитывается наука, которая у нас сосредоточена в научных учреждениях», сказал он, заметив, что для экспорта образовательных услуг участвовать в рейтингах все равно нужно.

Второй тезис был критический. По словам Олега Смолина, качество образования существенно снизилось по сравнению с советским периодом. Он привел пример, когда студенты-регионоведы одного из сибирских вузов были убеждены, что Татарстан граничит с Казахстаном. А другие – на вечере памяти актера Михаила Ульянова думали, что участвуют в мероприятии, посвященном Ленину. «По уровню знаний современный выпускник российского гуманитарного вуза сопоставим с советским средним школьником», – сказал депутат.

Третий тезис – пессимистический – он посвятил теме бюрократии. «Повышение требований к документации очень мало повлияло на качество образования», – заметил Олег Смолин, вызвав бурные аплодисменты в зале, что свидетельствовало об актуальности тезиса. При этом он привел данные, согласно которым, количество госвузов в России с 2014 по 2018 год сократилось на 17%, филиалов госвузов – в 2 раза, частных вузов – в 2,2 раза, их филиалов – в 5,2 раза. «К качеству образования это, как оказалось, имеет весьма отдаленное отношение. Зато появился целый класс людей, которые умеют великолепно заполнять документацию», – сказал он. Поэтому нам нужно срочно переходить от оценки качества документов к оценке качества профподготовки студентов.

Константин Абрамов, генеральный директор Фонда ВЦИОМ, рассказал, что согласно результатам социологических опросов, только треть россиян оценивают отечественную систему образования положительно. Остальные считают ее посредственной, плохой и очень плохой. Также он сообщил, что сейчас ВЦИОМ совместно с СПКФР работают над программой, которая позволит в автоматическом режиме вести мониторинг рынка труда. И не только в финансовой сфере, а в любой отрасли.

Юлия Корякина, начальник департамента кадровой политики исполнительной дирекции Пенсионного фонда России (ПФР), рассказала о том, какие требования сегодня предъявляют друг к другу выпускники и работодатели, констатировав при этом, что взаимные ожидания очень часто не оправдываются. По ее словам, большинство случаев увольнений по собственному желанию приходится на сотрудников, отработавших в компании менее 1 года.

Конкурсы и старания, которые зачтутся

Торжественная часть пленарной сессии состояла из нескольких частей.

Перед подписанием соглашения о сотрудничестве Финансового университета с Израильско-Российским деловым советом перед аудиторией выступил Гарри Корен, чрезвычайный и полномочный посол Израиля в России. Он пошутил, что не является экспертом по финансам, а если бы являлся, то, может быть, не пошел бы в дипломаты, добавив, уже серьезно, что очень высоко ценит сотрудничество Финансового университета с ведущими израильскими вузами. Непосредственно документ подписали Михаил Эскиндаров и Теймураз Хихинашвили, председатель Израильско-Российского делового совета.

Затем Александр Мурычев и Диана Маштакеева, генеральный директор СПКФР, поздравили Финансовый университет со 100-летием и вручили его ректору Михаилу Экскиндарову диплом «За большой вклад в подготовку кадров для финансового рынка» от РСПП.

Нелли Розиной, первому проректору по учебной и методической работе Финансового университета, была передана отдельная благодарность «За вклад в подготовку кадров для страны» от Александра Шохина, председателя Национального совета при президенте РФ по профессиональным квалификациям, президента РСПП.

Также благодарность от РСПП и СПКФР получила проректор по развитию образовательных программ и международной деятельности Финансового университета Екатерина Каменева.

Затем состоялось торжественное награждение победителей Всероссийского конкурса эссе «День рубля-2018». Анонсируя это событие Диана Маштакеева рассказала, что выход этого конкурса в регионы (раньше проводился только в крупных центральных городах) привел к неожиданным результатам. «Все лауреаты у нас оказались школьниками из отдаленных российских сел и городов», – отметила Диана Маштакеева. После чего на сцену вышли сами победители, которых Михаил Экскиндаров пригласил поступать в Финуниверситет, пообещав, что победа в «Дне рубля» будет при этом учтена.

Далее символическое разрезание красной ленточки Михаилом Экскиндаровым и Александром Мурычевым ознаменовало торжественное открытие первого отборочного этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства специалистов финансового рынка FinSkills Russia. Александр Мурычев при этом напомнил, что призерам в этом конкурсе не придется в последующем сдавать теоретическую часть экзаменов при аттестации в системе НОК.

Завершилась тождественная часть конференции вручением свидетельств СПКФР о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ «Анализ и управление рисками в организации» (программа бакалавриата) и «Финансовое расследование в организации».

 

Москва.

  • Владимир Миронов
  • Finversia.ru


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER

Диана Маштакеева: У нас есть общая цель – обеспечить экономику квалифицированными специалистами