ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИИ В СОСТАВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЙ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ[1]
Ирина Александровна ВОЛОШИНАa,●, Пётр Николаевич НОВИКОВb, Валерий Михайлович ЗУЕВc
a кандидат психологических наук, директор по развитию системы профессиональных квалификаций,
Научно-исследовательский институт труда и социального страхования Министерства труда РФ, Москва, Российская Федерация [email protected]
b доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, Центр методологии бухгалтерского учета, Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов РФ, Москва, Российская Федерация [email protected]
c доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, лауреат премии Президента РФ в области образования,
Центр проблем образования, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация [email protected] ● Ответственный автор
Ключевые слова: профессия, специальность, разделение труда, трудовая деятельность, сферы труда и профессионального образования
Тема. Для создающегося в настоящее время государственного интернет-ресурса, предназначенного для широкого круга пользователей и представляющего информацию о востребованных на рынке труда новых и перспективных профессиях, необходимо четкое понимание соответствующего понятийного аппарата и в первую очередь базового понятия «профессия».
Цели. Комплексное рассмотрение понятия профессии, определение подходов к его объему и содержанию, иллюстрация возможности его согласованного применения различными группами пользователей.
Методология. В данной работе рассмотрение термина и понятия «профессия», имеющих широкое применение в сферах труда и профессионального образования, проведено с использованием методологии логики познания, системного анализа, а также с позиции теории классов, что дало возможность иного, по сравнению с имеющимися подходами, решения поставленной задачи.
Результаты. Проведено рассмотрение термина и понятия «профессия». Результаты этого рассмотрения методологически и содержательно развивают и уточняют понимание сущности исследуемого понятия, его отражения в имеющейся терминологии при формировании и поддержании различных элементов системы взаимодействия сфер труда и профессионального образования в интересах развития рынка труда и постоянно действующей системы его мониторинга.
Выводы и значимость. Профессия как таковая является реальностью, базирующейся на сложных, сопряженных в сферах труда и образования социально-экономических процессах. Полученные результаты рассмотрения будут способствовать большей четкости и обоснованности при решении такого важного вопроса, как совершенствование управления профессиональными квалификациями, являющегося в настоящее время одним из приоритетных в социально-трудовой и профессионально-образовательной политике страны. © Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Целенаправленное изучение различных аспектов труда объективно требует комплексного знания о профессии как таковой, необходимого для решения научных и практических задач. В связи с этим, рассматривая профессию как проявление сущность самого этого понятия, объект, лежащий в его основе.
При этом «профессия» как понятие и обозначающий его термин являются одними из широко используемых в сферах труда и профессионального образования и имеют, казалось бы, всеобщее понимание, употребление и восприятие[2] [1, 2]. Именно поэтому, когда речь идет, например, о выборе профессии, вообще не дается определения этого понятия[3].
В реальной же действительности и это понятие, и данный термин трактуются и употребляются по-разному, имеются их различные смысловые значения в науке, в быту, в нормативных правовых документах и т.д.
Так, например, в современном Справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования[4] (далее – Справочник), к профессиям отнесены: бухгалтер, аудитор, инженер-экономист, специалист в оценочной деятельности, специалист по микрофинансовым операциям, космонавтиспытатель, контролер по техническому контролю, инженер-радиотехник, слесарь, автомеханик, сварщик, фрезеровщик-универсал, оптик, оптикмеханик, техник-конструктор, специалист по аддитивным технологиям и т.д. – всего более 1 600 наименований в различных областях профессиональной деятельности. (Мы еще вернемся к рассмотрению этого документа). Таким же образом в Атлас новых профессий в состав профессий включены различные и профессиональные, и должностные наименования работников[5].
Другой пример. В Концепции национальной системы профессиональной сертификации финансистов к профессиям в сфере банковской деятельности отнесены: кассир, инженер, эксперт, начальник отдела, риск-менеджер, инспектор, начальник управления, председатель правления и т.д.[6] [3].
Из таких примеров, которых можно привести достаточно много, вытекает, что сам объект понятия профессии четко не выделен, не обозначены подходы к выявлению его объема и содержания, к сопоставлению с другими близкими понятиями.
Понятие профессии пришло в русский язык в конце XVIII в., а в конце XIX в. появились производные от него. Слово profession в буквальном переводе с французского языка, скорее всего и являющегося источником заимствования, означает публичное заявление о своей деятельности, официальное указание своего занятия. В свою очередь, это слово заимствовано французами из латинского языка (латинское professio, от profiteri – говорить публично) и, будучи переосмысленным, приобрело несколько измененное значение – род деятельности, занятий, должность[7]. Заметим, что в английском языке используется слово occupation, которое переводится как «занятие, род занятий; профессия».
Предваряя дальнейшее рассмотрение понятия профессии, выделим два существенных положения. Во-первых, существует достаточно много трактовок самого понятия. Приведем одну из них, которую мы разделяем как гносеологическую категорию. Собственно, понятие является характеристикой сути какоголибо предмета (вещи), процесса – объекта познания, а термин – кратким выражением понятия [4]. Иными словами, понятие выступает либо как форма, отражающая основное содержание предмета, либо как явление, выражающая сущность предмета. Можно также сказать, что понятие выступает в качестве функции, производной от аргумента – предмета, его обусловливающего, с соответствующей ролью термина, определяющего это понятие[8]. Сам же термин всегда имеет границы, в рамках которых он функционирует. Это относится и к понятию профессии, которое и для сферы труда, и для сферы профессионального образования не функционально, если существует только в теории [5].
Во-вторых, с точки зрения логики познания должна определенным образом выдерживаться следующая взаимосвязь: объект познания (понятия), представляющий собой как цель, так и базу формирования понятия о данном объекте; само понятие об объекте, его определение, термин (слово), определяющий это понятие [6]. Мы, по возможности, попытаемся придерживаться этого подхода.
Прежде всего отметим, что по поводу самого объекта понятия «профессия» нет единого подхода, существуют различные точки зрения. С одной стороны, считается, что профессия предопределяется содержанием и характером труда, требующимся для создания продукции и специфическими условиями производства данной отрасли[9], и подчеркивается, что наименование профессии определяется характером и содержанием работы или служебных функций, применяемыми орудиями или предметами труда.
Другая точка зрения состоит в том, что объектом понятия профессии является объект воздействия труда, а не его содержание, которое должно вытекать из объекта воздействия. Объект труда включает в себя предмет, процесс, явление – все то, на что направлено воздействие человека в процессе трудовой деятельности в целях производства различных благ для удовлетворения собственных потребностей либо выступающих в качестве товара, предназначенного для реализации на рынке. При этом понятие «объект труда» и «предмет труда» являются, по сути, однородными, однако первое – широкое по смыслу, а второе имеет более конкретный характер[10].
Противоречие здесь заключается в том, что содержание конкретного труда может быть отнесено к разным объектам, и в то же время объект может быть один, а воздействие на него может осуществляться как с одной, так и с нескольких сторон. Именно поэтому этот вопрос, то есть выделение объекта понятия профессии требует отдельного, более глубокого изучения.
Анализ понятия «профессия» с позиций логического подхода позволяет двояко охарактеризовать его. С одной стороны, оно относится к общим понятиям, поскольку охватывает группу (класс) однородных явлений.
При этом данное понятие охватывает неопределенное число однородных явлений в том смысле, что любое явление, обладающее признаками данного понятия, подойдет под него. С другой стороны, профессия является собирательным понятием, так как относится к совокупности явлений, мыслимой в качестве единого объекта. Иными словами, профессия в одном значении является общим понятием, а в другом – собирательным. Так, профессия может быть собирательным понятием по отношению к входящим в нее специальностям, но общим понятием по отношению вообще всех профессий как таковых.
Как и в любом понятии, в понятии профессии различают его содержание и объем.
В содержание понятия «профессия», как и любого другого понятия, входит совокупность существенных признаков явлений, предметов, охватываемых этим понятием. (К существенным относятся те признаки, которые принадлежат явлениям, предметам определенного рода и отличают их от явлений, предметов других родов, то есть речь идет об углублении сущности, а не дифференциации). Определение понятия профессии является раскрытием его содержания, то есть указанием существенных признаков, явлений, предметов, отражаемых этим понятием. Определение исследуемого понятия в широком смысле представляет собой логическую операцию, где основным приемом является определение через ближайший род и видовое отличие. Под видовым отличием понимается признак, отличающий предметы, явления одного вида от предметов, явлений других видов, входящих в один и тот же род, представляющий собой совокупность нескольких видов схожих элементов[11][12].
Существенным признаком профессии, и прежде всего с позиций сферы труда, экономики в целом является разделение труда, что вытекает из понятия профессиональной деятельности, под которой понимают трудовую деятельность, осуществляемую в рамках сложившегося разделения труда, требующую соответствующей подготовки и приносящую доход11.
По поводу разделения труда имеется большое количество исследований, существуют различные подходы к классификации, дан ряд определений этого понятия. Несколько углубляясь в эту важную проблему, отметим, что разделение труда может быть условно «по вертикали», «по горизонтали», «по диагонали»; в широком и узком смысле (по К. Марксу); по степени разделения труда; по видам разделения труда (естественное; техническое; общественное, которое, в свою
очередь, включает два подвида – отраслевое и территориальное; географическое; международное и т.д.). Заметим, что в узком смысле разделение труда является социальным разделением труда как человеческой деятельности в ее социальной сущности, являющееся исторически преходящим социальным отношением.
По формам разделения труда выделяют:
Все перечисленные формы (виды) разделения труда неотделимы от профессионального разделения труда[13].
Имеет место классификация по формам проявления разделения труда:
Естественно, что разделение труда меняется и, следовательно, границы между профессиями как бы размываются. В настоящее время практически нет абсолютно «чистых» профессий, в каждой из них в той или иной мере есть элементы (примеси) других. Это обстоятельство учитывается при разработке содержания профессиональных стандартов по соответствующим видам профессиональной деятельности, которые, по сути, являются профессиями в более широком смысле этого понятия.
Так, разработчикам профстандартов при разграничении обобщенных трудовых функций рекомендуется принимать во внимание сложившееся разделение труда. Источником информации о сложившемся разделении труда могут служить нормативные документы – номенклатуры должностей, разделы ЕКС или ЕТКС, опыт экспертов, руководителей, работников кадровых служб и т.д. Если закрепленное в нормативных документах разделение труда является эффективным, его используют при разработке конкретного профстандарта. Если же в современных условиях эффективность неудовлетворительная, то при разработке этого документа можно предложить более рациональное разделение труда, имея при этом в виду возможность внесения изменений в нормативные документы по результатам разработки профстандарта[15].
Не рассматривая более глубоко проблему разделения труда как существенного признака понятия профессии, остановимся на следующих определениях этого разделения: дифференциация общественного производства на отдельные крупные группы видов трудовой деятельности; выделение и обособление отдельных функций работников и их объединений в функциональные группы [7] (в такой трактовке это понятие можно отнести к родовому понятию); дифференциация труда по видам деятельности внутри хозяйствующего субъекта (в такой трактовке это понятие можно считать видовым понятием)15.
С позиций приведенных определений именно разделение труда можно отнести к базовой субстанции, сущности профессии. В то же время в этих рамках можно назвать и другие признаки, которые также являются достаточно важными. Так, с точки зрения системы образования к признакам, определяющим содержание понятия профессии, можно отнести необходимые для о с ущ е с т вле н и я с о от ве т с т вую щ е й профессиональной деятельности знания, умения, навыки, профессиональные компетенции. С позиций человека, работника признаком можно считать возможность создания различных благ, приобретения социального статуса, обеспечения благосостояния при выполнении определенного вида профессиональной деятельности.
Переходя к рассмотрению объема понятия «профессия», отметим, что под ним понимаются все явления, предметы, на которые распространяется данное понятие, совокупность явлений, предметов, отображенных в данном понятии. При этом известно, что раскрытие объема любого понятия производится посредством деления понятия. На наш взгляд, экономическим основанием деления понятия профессии, признаком, по которому его объем разделяется на группы, является разделение труда через его содержание (речь идет о классе и характере решаемых профессиональных задач), а в более узком смысле – внутреннее разделение труда в рамках профессии через трудовые функции.
Объем общих понятий, к которым относится профессия, выражается в виде класса, который представляет собой все объекты, составляющие объем понятия. При этом один класс является высшим по отношению к другому, если он включает его в себя вместе с другими классами. Например, класс «профессия» является высшим по отношению к классу «инженер», потому что класс «профессия» включает в себя класс «инженер» вместе с другими классами профессий – «педагог», «врач» и т.п. В свою очередь класс «инженер» включает в себя другие классы: «инженер-механик», «инженер-технолог» и др., которые с позиций внутреннего разделения труда трактуются уже как специальности, о которых речь пойдет далее. Заметим, что профессия входит в такое понятие более высокого уровня, как «продуктивный труд, продуктивная трудовая деятельность».
Проанализируем далее ряд определений понятия «профессия», наиболее часто встречающихся в различных источниках: род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы[16]; род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования[17]; род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы[18]; основной род занятий, трудовой деятельности[19]. Отдельно приведем определение более философского плана: профессия – продолжительная деятельность, имеющая цель [8], при этом можно отметить и работу философского характера об отношении человека к своей профессии [9].
В приведенных определениях можно выделить несколько взаимосвязанных моментов. Во-первых, в целом понятие профессии относится к человеку, замыкается на нем. Во-вторых, это понятие рассматривается в аспекте труда, трудовой деятельности человека. В-третьих, почти везде понятие профессии сопряжено с определенной подготовкой, знаниями, навыками, а также опытом человека, работника. И, наконец, с позиций классификации профессия отнесена к родовому, подчиняющему понятию, в состав которого могут входить меньшие по объему видовые понятия, в частности специальности. При этом профессия может выступать и как видовое понятие по отношению, например, к понятию труда (трудовой деятельности). Уточним, что в современной экономике понятие «труд» (трудовая деятельность) определяется как целесообразная деятельность людей по созданию материальных, интеллектуальных, духовных благ, необходимых для удовлетворения собственных потребностей, либо выступающих в качестве товара для реализации на рынке20.
В отличие от приведенных ранее, на первом месте стоит не классификационный, а объектно (предметно) трудовой признак в таких, например, определениях понятия профессии, как: предмет трудовой деятельности человека, его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний, умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работ[20]; (здесь вместо «род трудовой деятельности» употребляется «предмет трудовой деятельности»); ограниченная сфера трудовой деятельности, требующая специальной подготовки (здесь используется словосочетание «ограниченная сфера»). Подобных примеров определения профессии можно привести достаточно много.
Остановимся еще на двух определениях, которые в основе имеют признак разделения труда и, на наш взгляд, заслуживают внимания. Профессия трактуется как общественно признанный относительно устойчивый вид профессиональной деятельности человека, который определен разделением труда в обществе[21]. Анализируя это определение, подчеркнем, что речь здесь идет не о роде, а о виде, причем не трудовой, а профессиональной деятельности, а главное – выделен подробно рассмотренный нами ранее существенный признак профессии – разделение труда.
В более широком аспекте профессия определяется как функционально обособленный в рамках разделения труда вид профессиональной деятельности, требующий наличия комплекса систематизированных знаний, умений, навыков, опыта (компетенций), которые приобретаются в результате профессионального обучения, среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного профессионального образования или в процессе труда (практического опыта)[22].
В контексте понятия «профессиональная деятельность» выделим еще один момент, касающийся соотношения данного понятия с пониманием трудовой и экономической деятельности. Под экономической деятельностью понимают деятельность, включенную в систему хозяйственно-экономических отношений, приносящую заработок, доход. Эта деятельность имеет место при осуществлении процесса, имеющего целью производство продукции
(оказание услуг), предназначенной для реализации на рынке. В то же время с позиций сферы труда экономическая деятельность уже является трудовой (профессиональной) деятельностью[23][10]. Профессиональная же деятельность, к которой готовятся выпускники образовательных организаций, может принимать (а может и не принимать) характер экономической деятельности. Иными словами, любая деятельность человека, включенная в экономические отношения, являясь, например, трудовой (профессиональной), определяется как экономическая деятельность[24].
Понятию профессии даются и другие, близкие к приведенным, определения, например: определенный род трудовой деятельности, который возник в связи с разделением труда, требующий для его выполнения специальных знаний и трудовых навыков, приобретенных индивидом в результате специального обучения или практики[25].
С позиции системы образования, вытекающей из нормативных правовых актов, профессию можно определить как нормативно установленный объем образовательной подготовки на уровне среднего профессионального образования (по программам подготовки квалифицированных рабочих), необходимой для выполнения работы в определенной области трудовой деятельности.
Исследователи выделяют также различные, разноплановые варианты значения понятия «профессия»:
1)область приложения сил человека;
2)общность людей, занятых трудом определенного рода и ведущих примерно одинаковый образ жизни;
3)квалификация человека (субъекта труда), степень его подготовленности;
4)исторически развивающаяся система;
5)реальность, творчески формирующаяся субъектом труда;
6)процесс реализации человеком определенных функций, деятельность[26][27].
Перечислим отличительные черты профессии как деятельности, называемые в различных источниках: ограниченная деятельность; общественно полезная деятельность; деятельность, требующая специальной подготовки; деятельность, выполняемая за вознаграждение; деятельность, направленная на создание материальных, культурных и других благ, которые становятся предметом обмена.
В целом приведенные определения, черты не содержат достаточно полного обоснования по выделению в качестве объекта понятия «профессия» именно данного, рассматриваемого в каждой трактовке. Возникает вопрос, что обусловливает выбор этого объекта в качестве объекта понятия профессии, чем и в чем отличается этот объект от других? Именно поэтому, как мы видим, понятие профессии относят к разным объектам, и их выделение, как отмечалось ранее, требует дополнительного исследования с учетом зарубежного опыта, в частности, работы, отражающей современное состояние исследований по этой тематике в европейских странах [11].
Перейдем теперь к анализу повсеместно употребляемого понятия «специальность»
(от лат. species – род, вид), которое, входя в объем понятия «профессия», то есть являясь его делением, также имеет несколько определений, отражающих различные подходы.
С позиций сферы труда – это постоянно выполняемая трудовая деятельность, выделенная из профессии вследствие внутреннего разделения труда в рамках профессии[28]; уточненное название рода общественно полезного труда, конкретизации профессии [3]; вид деятельности, конкретизирующийся в профессии; одно из направлений профессии; необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека; функционально обособленная область трудовой деятельности в рамках определенной профессии (либо охватывающая всю эту профессию)[29].
На основе приведенных определений, и прежде всего последнего, можно сделать вывод, что понятия «профессия» и «специальность» являются совместимыми, поскольку их объемы совпадают частично или полностью. В случае, когда специальность охватывает функционально обособленную область трудовой деятельности, это понятие можно считать подчиненным, причем профессия представляет, как правило, группу родственных специальностей.
Так, профессия врача включает в себя специальность хирурга, которая, в свою очередь, имеет специализации нейрохирурга, кардиохирурга, хирурга-стоматолога и т.д.; профессия экономиста – целый ряд специальностей: финансово-денежного, учетнобухгалтерского и другого профиля. Аналогично профессия машиниста включает в себя специальности машиниста экскаватора, машиниста транспортных средств, машинистакрановщика. Проводя дальнейшее деление, можно говорить о машинистах автомобильных кранов, башенных кранов, мостовых кранов, портовых кранов и т.д. Если же функции по определенной специальности охватывают всю сферу профессии (всю сферу трудовой деятельности работника), то эти понятия являются совместимыми, равнозначными, их объемы полностью совпадают (шофер; библиотекарь; юрист и др.)[30].
С позиций сферы образования подход к понятию специальности несколько иной: это совокупность знаний, навыков и умений, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач[31]; совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных специалистом в процессе образования и обеспечивающих определенный уровень квалификации[32]; нормативно установленный объем образовательной подготовки на уровне среднего профессионального (по программам подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования, необходимый для выполнения работы в функционально обособленной области трудовой деятельности в рамках определенной профессии[33].
Кроме того, под специальностью понимается документально закрепленное наименование профессиональной области образовательной подготовки на уровне среднего профессионального (по программам подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования[34]. В высшем образовании в настоящее время приоритет получило понятие направления подготовки, связанное с бакалавриатом и магистратурой.
Проведя комплексный анализ понятия профессии, основанный прежде всего на логическом подходе, остановимся кратко на его использовании в нашей стране в нормативных правовых и других официальных документах.
В Трудовом кодексе РФ[35] понятие профессии употребляется следующим образом. В ст. 57, касающейся содержания трудового договора, трудовая функция раскрывается как работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации или как конкретный вид поручаемой работы. В ст. 60, 149, 151 говорится о совмещении профессий (должностей). В ст. 129 и 144 речь идет о профессиях рабочих и должностях служащих. Можно сделать вывод, что в целом в этом документе понятие профессии относится к категории рабочих, а понятие должности – к служащим.
В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[36]термин и понятие «профессия» употребляются в ст. 2, п.п. 12, 13 в перечислении с терминами «специальность» и «направление подготовки» (ст. 11, п.п. 5, 8), «профессии и специальности среднего профессионального образования» (ст. 68, п. 3), «профессия рабочего или должность служащего» (ст. 73, пп. 1, 2, 3), «профессия рабочего, должность служащего» (ст. 74, пп. 2, 3). Отсюда можно сделать вывод, что понятие профессии в этом законе относится только к категории рабочих. Естественно, что в последующих приказах Минобрнауки России этот подход был сохранен[37].
Следует обратить внимание, что в упомянутых приказах к понятию профессии и ее дальнейшему делению применяются разные термины. Так, в приказе Минобрнауки России от 29.10.2013
№ 1199 в рамках укрупненной группы профессий «Машиностроение» профессия «токарьуниверсал» делится на: «токарь», «токарькарусельщик», «токарь-расточник», «токарьревольверщик»; профессия «слесарь» – на «слесарь-инструментальщик», «слесарьмеханосборочных работ», «слесарь-ремонтник» и т.д., однако перечисленные наименования, входящие в объем основных понятий, определяются в этом приказе как квалификации. В этом же приказе наименования ряда профессий и соответствующих им квалификаций совпадают – например, лаборант по физико-механическим испытаниям.
В ранее принятых нормативных правовых актах понятие профессии также относилось к категории рабочих. Так, Правительством РФ был утвержден соответствующий перечень профессий и специальностей начального профессионального образования[38]. В государственном стандарте начального профессионального образования были даны определения профессии, перечня профессий и других понятий этого уровня профессионального образования, который относился к подготовке именно по профессиям рабочих[39]. Отметим, что в названном стандарте употреблялось и понятие специальности начального профессионального образования, что дало основание в последующих официальных документах употреблять слова «рабочая специальность», имея в виду конкретизацию вида трудовой деятельности в рамках данной профессии. В настоящее время такое название применительно к рабочим не употребляется [11].
В различных справочниках и классификаторах социально-трудовой информации понятие профессии относится к категории рабочих. В качестве примера можно привести Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), предназначенный для тарификации работ и присвоения квалификационных разрядов рабочим, а также Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), объектами классификации в котором являются профессии рабочих и должности служащих.
В современном многофункциональном документе, каким является профессиональный стандарт, в разделе «Обобщенная трудовая функция» также приводятся возможные наименования должностей и профессий[40].
Таким образом, в нашей стране в большинстве нормативных правовых документов сфер труда и профессионального образования и иных документах понятие профессии применяется, как правило, к такой важной категории работников, как рабочие.
В то же время нельзя не выделить отдельные акты, в которых присутствует несколько иной подход к понятию профессии. В частности, в соответствующем Плане мероприятий[41]употребляются следующие словосочетания: профессии и специальности среднего профессионального образования (речь идет, соответственно, о подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена), инженерные специальности (применительно к системе образования), инженерные профессии (применительно к сфере труда).
В законодательстве о занятости населения[42]понятие профессии также применяется в различных смысловых сочетаниях: ст. 9 п. 1 – «…в целях выбора сферы деятельности (профессии)»; ст. 23. п. 1 – «…необходимо изменить род занятий (профессию)»; «…по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям)»; ст. 12. п. 1 – «…свобода выбора деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда»; ст. 25 п. 1 – «…отдельных видов работ(профессий)», п. 2 – «…указ
Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка Онлайн-приемная
По вопросам сайта просим обращаться к администрации сайта: [email protected].
При использовании материалов необходимо давать ссылку на СПКФР.
Техническую поддержку сайта осуществляет компания Finarty.
Политика конфиденциальности