Тел. +7 495 364-36-40, +7 985 364-36-40

A A= A+ Совещание по вопросам перехода к новой модели высшего образования и применения университетами механизмов национальной системы квалификации

06 сентября 2023 г. Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям провел Совещание по вопросам перехода к новой модели высшего образования и применения университетами механизмов национальной системы квалификации. В работе совещания приняли участие Министр науки и высшего образования В.Н. Фальков, председатель Национального Совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, Президент Российского союза промышленников и предпринимателей А.Н. Шохин, Председатель Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, Вице-президент РСПП, А.В. Мурычев, Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций А.Е. Шадрин, представители университетов, крупнейших российских предприятий, объединений работодателей, советов по профессиональным квалификациям.

Открыл совещание Председатель Национального Совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям А.Н. Шохин. Александр Николаевич Шохин выразил слова признания присутствующим за возможность делового общения по вопросам реализации поручений Президента Российской Федерации. «Поручения Президента предполагают более тесное взаимодействие системы образования и работодателей в целях обеспечения условий соответствия содержания образовательных программ текущим и перспективным требованиям рынка труда».

Приветственное слово А.Н. Шохина

Александр Николаевич сказал, что основное внимание необходимо уделить развитию всех механизмов и инструментов системы квалификаций. Одна из ключевых тем – это определение сроков обучения, как по программам базового, так и специализированного высшего образования. Целесообразно обеспечить связь образовательных программ с 9-уровневой системой рамки квалификаций и теми требованиями, которые предъявляются к квалификациям разного уровня. Сегодня стоит задача, определить уровень квалификации, который является основным для базового высшего образования.

Продолжил совещание Министр науки и высшего образования Валерий Николаевич Фальков. В своем выступлении Валерий Николаевич определил основные направления развития системы высшего образования. «Лучше работать на опережение и трансформировать систему высшего образования. Необходимо, с одной стороны, удержать баланс между фундаментальностью и применимостью знаний в условиях быстроменяющихся задач на рынке труда и, с другой стороны, дать гибкий механизм, когда бы университеты смогли бы оперативно реагировать на потребности рынка труда. В этом большие надежды мы возлагаем на Национальную систему квалификаций и квалификационные требования к должностям.»

Выступление Министра науки и высшего образования В.Н. Фалькова

Валерий Иванович предстали презентацию «О совершенствовании системы высшего образования в Российской Федерации», в которой отразил основные направления и подходы развития системы образования с учетом опыта вузов, участников пилотного проекта совершенствования высшего образования.

На совещании были вынесены на обсуждение предложения со стороны Национального агентства развития квалификаций, образовательных организаций и ведущих работодателей, представителей системы корпоративного обучения, а также советов профессиональных квалификаций. Каждый из выступающих дал оценку проделанной работе и определил дальнейшие возможности развития российского высшего образования.

Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка представил на совещании его Председатель, Вице-президент РСПП, Александр Васильевич Мурычев. Александр Васильевич вынес на рассмотрение предложения СПКФР по развитию системы высшего образования с применением независимой оценки квалификации.

Выступление Председателя Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка А.В. Мурычева

Наименования квалификаций, получаемых в ходе освоения основных профессиональных образовательных программ высшего образования, необходимо отразить во ФГОС ВО. Обязательным приложением к ФГОС ВО предлагается матрица сопоставления профессиональных компетенций с получаемой квалификацией.

СПКФР является участником пилотного проекта ГИА+НОК. Проведение независимой оценки квалификации возможно не только в рамках государственной итоговой аттестации, но и в рамках промежуточной аттестации при завершении модулей образовательной программы, по которым завершается освоение профессиональных компетенций соответствующей квалификации. Данный подход позволит освоить несколько профессиональных квалификаций при реализации одной основной профессиональной образовательной программы. В документе об образовании целесообразно отражать наименование квалификаций, подтвержденных в форме независимой оценки квалификации.

В целях развития аккредитационного мониторинга включить в качестве критериев оценки образовательных программ наряду с показателями ВНУТРЕННЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ показатель АП7 – ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ, который отражает участие вуза в системе независимой оценки квалификации и наличие у образовательной программы профессионально-общественной аккредитации.

Александр Васильевич внес предложение о закреплении профессионально-общественной аккредитации за советами по профессиональным квалификациям, обязательное получение статуса аккредитующей организации со стороны советов по профессиональным квалификациям.

По итогам Совещание принято решение о формировании поручений в целях формирования новой модели высшего образования и применения университетами механизмов национальной системы квалификации.

С материалами выступающих можно ознакомиться по ссылке

https://disk.yandex.ru/client/disk/Совещание%2006.09.2023%20с%20участием%20В.Н.%20Фальковым

Трансляция мероприятия https://nark.ktalk.ru/recordings/ZcWtk0388K817xYHAb24


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER