Тел. +7 (495) 663-04-43; +7 (985) 388-27-71

A A= A+ 25 августа 2022 года состоялось 5 заседание отраслевой рабочей группы «Финансовые услуги».

25 августа 2022 года состоялось 5 заседание отраслевой рабочей группы «Финансовые услуги».

В работе заседания рабочей группы приняли участие:

Руководитель рабочей группы:

1. МОИСЕЕВ Алексей Владимирович, заместитель Министра, Министерство финансов Российской Федерации;

Соруководитель рабочей группы:

2. ЧЕБЕСКОВ Иван Александрович, Директор Департамента финансовой политики, Министерство финансов Российской Федерации;

Члены отраслевой рабочей группы:

3. ФРОЛОВ Дмитрий Леонидович, Заместитель начальника отдела регулирования банковской деятельности Департамента финансовой политики, Министерство финансов Российской Федерации;

4. АФОНИН Андрей Юрьевич, Директор Университета Банк России;

5. МАШТАКЕЕВА Диана Каримовна, Член Правления РСПП, заместитель Председателя СПКФР, генеральный директор Ассоциации «СПКФР» Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка;

6. ТЕЛЕШОВА Ирина Георгиевна, Заместитель декана экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, ученый секретарь ФУМО в области экономики и управления, Федеральное учебно-методическое объединение (ФУМО) в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 38.00.00 Экономика и управление;

7. КАМЕНЕВА Екатерина Анатольевна, Проректор по учебной и методической работе ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», руководитель секции «Финансы» Федеральное учебно-методическое объединение (ФУМО) в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 38.00.00 Экономика и управление;

8. САМОШИН Алексей Александрович, Директор по страховым и информационным технологиям, Всероссийский союз страховщиков;

9. ЕМЕЛИН Андрей Викторович, Председатель Некоммерческое партнерство «Национальный совет финансового рынка»;

10. УВАРОВ Вадим Александрович, Директор Департамента информационной безопасности Банк России;

11. ГРИШИН Дмитрий Владимирович, Директор по инновациям, ПАО «Банк УРАЛСИБ»;

12. КНЯЖЕВ Максим Владимирович, Начальник управления, вице-президент Департамента операционной модели цифрового развития, ПАО «Банк ВТБ».

Предметом обсуждения были результаты выполнения третьего этапа работ по разработке (актуализации) основных профессиональных образовательных программ по направлению подготовки 38.04.08 «Финансы и кредит» исполнителя (ФГOБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации») и по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» исполнителя (ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»).

Рабочее совещание открыл Фролов Дмитрий Леонидович, заместитель начальника отдела регулирования банковской деятельности Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации. Дмитрий Леонидович отметил большую проделанную работу в части актуализации основных профессиональных образовательных программ на предмет ввода компетентностной модели выпускника с учетом цифровой трансформации российской экономики.

 

 

 

 

Основную профессиональную образовательную программу по направлению подготовки 38.04.08 «Финансы и кредит» исполнителя (ФГOБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации») представила Каменева Екатерина Анатольевна, проректор по учебной и методической работе ФГОБУ «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». Екатерина Анатольевна в своём выступлении остановилась на заключении экспертной группы Ассоциации участников финансового рынка «Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка» по итогам экспертизы на рекомендуемую к тиражированию ОПОП ВО «Риск-менеджмент на финансовых рынках». По итогам экспертизы внесены дополнения в рабочие программы дисциплин, практик; предоставлены разъяснения по кадровому обеспечению программы; внесены уточнения в части применения программных продуктов с целью освоения цифровых компетенций.

Каменева Екатерина Анатольевна отметила получение рецензий работодателей на разработанные (актуализированные) ОПОП ВО «Риск-менеджмент на финансовых рынках» и «Банковское дело и риск-менеджмент», сделала краткий отчет о разработке массовых открытых онлайн-курсов.

По итогам разработки основной образовательной профессиональной программы по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» исполнителя (ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова») выступила Бондаренко Татьяна Григорьевна, заместитель директора Высшей школы финансов ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Татьяна Григорьевна отметила проделанную работу по итогам экспертизы со стороны Совета профессиональных квалификаций финансового рынка, отметила профессионализм участников группы разработчиков образовательной программы, обратила внимание о повышении квалификации профессорско-преподавательского состава тиражируемой образовательной программы по программам Университета Иннополис. Татьяна Григорьевна отметила, что в настоящее время получены рецензии от работодателей и образовательных организаций на тиражируемую образовательную программу. Работа по разработке массовых образовательных онлайн курсов в настоящее время продолжается и будет выполнена в установленные сроки.

По результатам отчета Фролов Дмитрий Леонидович предложил коллегам провести экспертизу разработанных массовых образовательных онлайн-курсов с привлечением работодателей, экспертов, членов Ассоциации участников финансового рынка «Совета профессиональных квалификаций финансового рынка». Данная инициатива была поддержана со стороны участников рабочего совещания отраслевой рабочей группы.

Диана Каримовна Маштакеева от лица Совета профессиональных квалификаций финансового рынка поблагодарила организаторов проекта, сотрудников и методистов Университета Иннополис за четкую координацию процесса согласования всех этапов проведения экспертной работы и выразила пожелания дальнейшего развития всех направлений сотрудничества СПКФР и университета «Иннополис» в рамках реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национального проекта «Цифровая экономика».

По итогам проведения экспертизы основных образовательных программ по направлению подготовки 38.04.08 «Финансы и кредит» исполнителя (ФГOБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации») и по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» исполнителя (ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова») со стороны профессионального сообщества был заслушан отчет заместителя генерального директора СПКФР по независимой оценке качества образования Тараненко Ирины Геннадьевны.

Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка проведена экспертиза основных профессиональных образовательных программ высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика», направленность (профиль) «Экономика фирмы», разработчики ФГБОУ «РЭУ имени Плеханова» и программа высшего образования по направлению подготовки 38.04.08 «Финансы и кредит», направленность (профиль) «Риск-менеджмент на финансовых рынках», организация разработчик ФГОБУ «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». Обе программы актуализируются не предмет содержания профессиональных модулей, направленных на формирование цифровых компетенций, востребованных в отрасли экономики «Финансовые услуги». Работа выполняется в рамках реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национального проекта «Цифровая экономика».

Цель проведения экспертизы: получение сведений об основных профессиональных образовательных программах по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика», направленность (профиль) «Экономика фирмы» (далее – ОПОП ВО) и 38.04.08 «Финансы и кредит», направленность (профиль) «Риск-менеджмент на финансовых рынках» о степени формирования у выпускников, прошедших обучение по заявленным программам, компетенций применения сквозных цифровых технологий в профессиональной деятельности, в разрезе установленных критериев.

Для проведения экспертизы приглашены эксперты, обладающие профессиональными знаниями по профилю образовательных программ, имеющие опыт разработки учебно-методических материалов, представители организаций работодателей в сфере ИКТ, профессионального сообщества СПКФР и образовательных организаций.

ФИО

Наименование должности

Место работы

 

1.      

Бровчак Сергей Валентинович

Заместитель генерального директора

Ассоциация участников финансового рынка «Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка»

2.      

Скрыльник Олеся Николаевна

Финансовый директор

Ассоциация участников финансового рынка «Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка»

 

3.      

Храпова Анастасия Андреевна

Главный юрист, Дирекция по правовым вопросам

ООО «Интернет решения»

4.      

Факторович Алла Аркадьевна

Заместитель генерального директора НАРК, доктор педагогических наук

Независимое агентство развития квалификаций

5.      

Серова Александра Владимировна

Ответственный секретарь Рабочей группы Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям по развитию профессионального образования и обучения в национальной системе квалификаций

Независимое агентство развития квалификаций

6.      

Шаповалова Ирина Михайловна

начальник Управления развития и контроля качества образовательной деятельности, к.э.н.

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

 

7.      

Котова Анастасия Александровна

администратор онлайн платформы по коллективным искам «Всем миром».

ООО «Юридическая фирма «Лигал Студио»

 

Экспертиза проходила в два этапа:

1 этап: Оценка компетентностных моделей выпускников ОПОП ВО (далее – КМВ). Этап был завершен 14 июля 2022 г.

2 этап включал два направления проверки:

1. Оценку соответствия структуры и содержания ОПОП ВО требованиям к компетенциям выпускника, направленным на применение сквозных цифровых технологий в профессиональной деятельности;

2. Оценка соответствия материально-технических, учебно-методических, кадровых, информационно-коммуникационных ресурсов образовательной программы задаче формирования компетенций выпускника, направленных на применение сквозных цифровых технологий в профессиональной деятельности. Этап завершен 23 августа 2022 года.

Эксперты определили ряд типичных недостатков обеих программ:

  1. Не по всем универсальным компетенциям (УК) удалось определить индикаторы, позволяющие провести корреляцию с современными цифровыми технологиями, подобрать специализированные программные продукты;
  2. Присутствуют индикаторы компетенций, формулировки которых в ряде случаев не соответствовали требованиям четкости и диагностичности;
  3. Требуются частичные уточнения задач, которые раскрываются в характеристике ОПОП, с учетом выбранных трудовых функций и трудовых действий профессиональных стандартов;
  4. Программа ГИА частично соответствует задаче проверки сформированности компетенций, направленных на применение сквозных цифровых технологий в профессиональной деятельности;
  5. Тематика выпускных квалификационных работ частично соответствует задаче оценки компетенций, направленных на применение сквозных цифровых технологий в профессиональной деятельности;
  6. Критерии оценки позволяют оценить качество ВКР как исследовательской работы, но не дают возможности оценить сформированность профессиональных компетенций, в том числе направленных на применение сквозных цифровых технологий в профессиональной деятельности;
  7. В отдельных дисциплинах ОПОП навыки владения сквозными цифровыми компетенциями проверяются теоретическими заданиями, либо оценочными процедурами, ориентированными на мониторинг «знаниевого» компонента;
  8. В оценочных средствах для определения уровня знаний или владения, употребляются понятия «базового, основного, продвинутого» уровней без расшифровки, что именно стоит за каждым из этих понятий. Требуется уточнение таких понятий, как «базовый уровень», «значительные» ошибки, «незначительные ошибки»;
  9. В РПД не предусмотрены компетентностно ориентированные проверочные задания (преобладают тесты и вопросы воспроизводящего характера, доклады, отсутствуют прикладные кейсы, не просматривается связь с профессиональной деятельностью). Не во всех РПД в содержании выполняемых заданий предусмотрено применение сквозных цифровых технологий;
  10. РПД не однородны с точки зрения детальности описания содержания видов и форматов работ, которые выполняют студенты. Есть программы дисциплин, которые содержат полные и детальные указания, вплоть до форм самостоятельной работы, есть гораздо менее подробные;
  11. Многие тестовые задания составлены с нарушением требований тестологии: есть ненадежные задания (предполагают выбор ответа из двух вариантов, что облегчает угадывание с 50% успехом); почти все задания носят воспроизводящий характер и ориентированы на проверку памяти, а не применение полученных знаний и умений; в тестах отсутствуют инструкции по выполнению и пороговые баллы, позволяющие понять, какой результат является достаточным;
  12. В программах производственной и преддипломной практик не приведены примерные виды работ обучающихся с применением сквозных цифровых технологий;
  13. Представлено недостаточное количество учебной литературы, содержащей информацию о применении сквозных цифровых технологий в рассматриваемых предметных областях;
  14. Отсутствует информация о том, имеют ли предлагаемые обучающимся учебники, справочная литература рецензии работодателей.

По итогам проведения экспертизы все замечания и предложения экспертов были отредактированы и исправлены с учетом рекомендаций экспертов:

  1. Включить в КМВ профессиональные компетенции, позволяющие выполнять трудовые функции соответствующие В/01.7 профессионального стандарта 08.043 Экономист предприятия. (ОПОП 38.03.01) и соответствующие F/02.7 профессиональный стандарт 08.037 Бизнес-аналитик. Данный подход обеспечит сконцентрировать внимание на стратегических аспектах развития организации;
  2. Пререквизиты к дисциплинам необходимо указывать не в формате названия освоенных дисциплин (такие названия могут отличаться в разных вузах), а в формате освоенных компетенций или результатов обучения;
  3. Рекомендуется дифференцировать требования к результатам выполнения практик;
  4. Предоставить возможность проведения совмещенной процедуры ГИА и независимой оценки квалификации;
  5. Детализировать оценочные материалы в целях предоставления каждому обучающемуся в рамках текущего контроля и процедур промежуточной аттестации возможности прохождения процедуры контроля качества полученных знаний и навыков с учетом ИДК;
  6. Уточнить критерии оценивания результатов обучения;
  7. Добавить литературные источники, отражающие порядок применения цифровых инструментов в практической деятельности;
  8. Перечень цифровых инструментов, специализированного программного обеспечения указывать с учетом долгосрочной перспективы, предполагая его актуализацию и возможное расширение в ходе реализации ОПОП;
  9. Дополнить (по ряду дисциплин) описание самостоятельной работы в соответствии с перечнем выполняемых задач;
  10. Дополнить задания текущего контроля (по ряду дисциплин) заданиями, обеспечивающими проверку сформированности умений и знаний, направленных на применение СЦТ в профессиональной деятельности;
  11. Обеспечить привлечение к реализации программ дисциплин и практик представителей работодателей;
  12. Обеспечить рецензирование учебно-методических материалов работодателями;
  13. Комплексное представление ОПОП, в формате «Трехмерная модель ОПОП: достижение результатов обучения».

Результаты экспертизы были оформлены в форме экспертных заключений, подготовлен Отчет экспертной группы, материалы представлены на Совет СПКФР для вынесения решения о качестве актуализации профессиональных программ на предмет формирования у выпускников компетенций применения сквозных цифровых технологий в профессиональной деятельности, в разрезе установленных критериев.

В Состав Совета профессиональных квалификаций финансового рынка входят:

1. Абрамов Константин Валерьевич, Генеральный директор и председатель Правления Фонда ВЦИОМ;

2. Андреева Анна Константиновна, Генеральный директор Ассоциации по развитию профессиональных квалификаций и компетенций Северо-Запада;

3. Афонин Андрей Юрьевич, Директор Университета Банка России;

4. Бабичев Игорь Викторович, Руководитель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления;

5. Беляков Сергей Юрьевич, Президент НАПФ;

6. Березовой Олег Владимирович, Председатель Финансово-банковской ассоциации, Генеральный директор Финансово-банковской ассоциации Евроазиатского сотрудничества (ФБА ЕАС);

7. Василега Михаил Юрьевич, Председатель Общероссийского профсоюза Арбитражных управляющих (ОРПАУ);

8. Егоренко Сергей Николаевич, Заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики;

9. Заблоцкий Василий Васильевич, Президент СРО НФА (Саморегулируемая организация Национальная финансовая Ассоциация);

10. Иоффе Татьяна Васильевна, Директор Палаты налоговых консультантов;

11. Краснова Ольга Витальевна, Директор системы «Главбух»;

12. Максимцев Игорь Анатольевич, Ректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета;

13. Маштакеева Диана Каримовна, Заместитель Председателя Совета, генеральный директор Ассоциации участников финансового рынка «Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка»;

14. Михайлик Александр Георгиевич, Заместитель руководителя Федерального казначейства;

15. Мурычев Александр Васильевич, Председатель Совета, исполнительный вице-президент РСПП;

16. Насибян Седа Саркисовна, Декан факультета финансов и банковского дела РАНХиГС;

17. Обаева Алма Сакеновна, Председатель Правления НП «Национальный платежный совет»;

18. Павлов Герасим Николаевич, Руководитель Координационного Совета СПКФР по региональному развитию;

19. Петровская Елена Владимировна, Генеральный директор НП Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация ассоциации российских магистров оценки»;

20. Писаревский Евгений Леонидович, Заместитель Председателя Правления ПФР;

21. Сонин Алексей Михайлович, Директор Ассоциация «Институт внутренних аудиторов» (Ассоциация «ИВА»);

22. Тимофеев Алексей Викторович, Президент Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР),

23. Тосунян Гарегин Ашотович, Президент Ассоциации российских банков;

24. Эскиндаров Михаил Абдурахманович, Президент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации;

25. Юргенс Игорь Юрьевич, Президент Всероссийского союза страховщиков;

26. Уфимцев Данил Александрович, Директор Департамента оценки компетенцй и квалификаций Союза "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия);

27. Русакова Анастасия Сергеевна, Президент Национального объединения внутренних аудиторов и контролеров;

28. Ратникова Маргарита Анатольевна, Вице-президент, директор ВЭО России;

29. Хандруев Александр Андреевич, Вице-президент Ассоциации «Россия»;

30. Цветков Олег Юрьевич, Председатель совета Ассоциации «Национальное объединение корпоративных секретарей» (НОКС);

23 августа 2022 года по предоставленным материалам экспертных заключений и Отчета о проведенной экспертизе экспертных групп было вынесено решение Совета профессиональных квалификаций финансового рынка:

по 1 этапу экспертизы:

1. Одобрить компетентностную модель выпускника для области 08 Финансы и экономика с учетом рекомендаций эксперта и рекомендовать сформулированные профессиональные (цифровые) компетенции, индикаторы достижения компетенций при разработке основной профессиональной образовательной программы.

2. Одобрить приведенный в КМВ перечень сквозных цифровых технологий, осваиваемых обучающимися в рамках разрабатываемых (актуализируемых) основных профессиональных образовательных программ высшего образования с учетом предложений профессионального сообщества.

Перечень сквозных цифровых технологий, осваиваемых обучающимися в рамках разрабатываемой (актуализируемой) основной профессиональной образовательной программы высшего образования 38.04.01 «Экономика», направленность (профиль) «Экономика фирмы» считать оптимальным.

3. Одобрить унифицированную модель компетенций применения сквозных цифровых технологий выпускников с учетом предложений профессионального сообщества. КМВ содержит обоснование ключевых цифровых компетенций для освоения УК, ОПК, ПК. Индикаторы достижения компетенций с учетом ключевых компетенций цифровой экономики имеют соотнесение с ключевыми цифровыми компетенциями и имеют указание на применение сквозных цифровых технологий.

В КМВ приведена сноска на применение сквозных цифровых технологий с учетом запроса работодателей, что подтверждает актуальность разработанных профессиональных компетенций выпускника и их обоснованность.

4. Комплексная модель выпускника может быть рекомендована к использованию при разработке ОПОП с учетом использования выбранных профессиональных стандартов и общих трудовых функций.

 

По 2 этапу экспертизы:

1. Представленная на экспертизу ОПОП ВО по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика», направленность (профиль) «Экономика фирмы» соответствует задачам формирования цифровых компетенций выпускников и подтверждает возможность применения сформированных цифровых компетенций в профессиональной деятельности выпускника.

2. Предлагаемые рабочие программы дисциплин, профессиональных модулей, практик, оценочные средства для проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации, предусмотренная возможность проведения процедур совмещения ГИА с независимой оценкой квалификации позволяет сделать вывод о достаточно высоком уровне проработки проекта ОПОП и рекомендовать проект ОПОП по направлению 38.04.01 «Экономика», направленность (профиль) «Экономика фирмы» к внедрению и тиражированию элементов ОПОП ВО в образовательных организациях ВО по соответствующему направлению и профилю образования.

3. Формирование цифровых компетенций в области применения сквозных цифровых технологий позволяет проводить обучение в дистанционном формате с применением современных дистанционных технологий в форме онлайн-курсов, что может обеспечить высокий уровень масштабируемости проекта.

В целом необходимо отметить слаженный характер работы всех участников проекта по разработке (актуализации) основных профессиональных образовательных программ по направлению подготовки 38.04.08 «Финансы и кредит» исполнителя (ФГOБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации») и по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» исполнителя (ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»), содержащих образовательные модули, направленные на формирование цифровых компетенций, востребованных в соответствующей приоритетной отрасли экономики, актуализированной в рамках реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национального проекта «Цифровая экономика».

Группировка и систематизация выявленных при проведении экспертизы недостатков программ позволит избежать их в дальнейшем при разработке (актуализации) как основных, так и дополнительных профессиональных образовательных программ реализуемых для подготовки специалистов финансовой отрасли, обладающих цифровыми компетенциями.


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER