Тел. +7 495 364-36-40, +7 985 364-36-40

A A= A+ Под эгидой Евразийской экономической комиссии состялось заседание Рабочей группы в области услуг, связанных с недвижимым имуществом, собственным или арендуемым и оценке имущества.

13 декабря 2017 г.  под эгидой Евразийской экономической  комиссии проведено заседание Рабочей группы в области услуг, связанных с недвижимым имуществом, собственным или арендуемым и оценке имущества.

 В ходе заседания членами Рабочей группы константировано наличие содержательной эквивалентности регулирования сектора услуг, связанных с недвижимым имуществом во всех странах Евразийского экономического Союза.

  В отношении оценки имущества подавляющим большинством членов Рабочей группы установлено наличие содержательной эквивалентности регулирования, включая сферу профессиональной квалификации персонала поставщиков данных услуг в Российской Федерации, Республике Казахстан
и Республике Беларусь.

При условии введения реестра субъектов оценочной деятельности, осуществляющих оценку движимого имущества в Республике Армения и Кыргызской Республики в отношении движимого и недвижимого имущества (на бесплатной, бессрочной, необременительной и уведомительной основе) можно будет константировать достижение содержательной эквивалентности регулирования (включая сферу профессиональной квалификации персонала поставщиков данных услуг) во всех странах Союза.

 Однако, Члены Рабочей группы  от Минэкономразвития России предложили вернуться к вопросу признания содержательной эквивалентности только после полной гармонизации (при необходимости унификации) законодательства государств-членов как регулирующего деятельность, так и любых иных актов устанавливающих требования к оценщикам и лицам намеренным осуществлять такой бизнес.

В основу такого вывода Член Рабочей группы  от Минэкономразвития России привела установленные в 2017 году требования о безусловной сдаче профессионального экзамена для допуска в профессию, при сдаче которого требуется знание национального регулирования (в том числе стандартов оценки).

Вместе с тем, такая позиция не поддержана остальными членами  Рабочей группы.

При этом, члены  Рабочей группы от ЕЭК сослались на определение единого рынка, выраженного в том, что предприниматели Союза могут воспользоваться альтернативными и гибкими условиями ведения бизнеса (без каких – либо  дискриминационных, количественных,  инвестиционных и иных ограничений), поскольку после перевода конкретных секторов в формат единого рынка не нужно будет учреждаться в другой стране Союза, получать разрешения и подтверждать квалификацию персонала.

Правила единого рынка, не касаются требований, предъявляемых к любым объектам, включая неимущественные и материальные (имущество, товары, оборудование, приборы) и способам и методам оказания услуг (включая проведение оценки) и применяются только к лицам (поставщикам услуг и их персоналу) в части автоматического признания разрешений и квалификаций. Соответственно Планы либерализации не содержат обязательств сторон по анализу и соответственно гармонизации законодательства (даже при отсутствии содержательной эквивалентности регулирования) не устанавливающих механизмы допуска
к осуществлению деятельности.

В ходе заседания группы приняты во внимание доводы Департамента по предпринимательству ЕЭК о том, что в соответствии с Договором о Союзе (п.55 и п.38  Приложения № 16) в рамках либерализации рассматриваются только механизмы допуска на рынок (то есть разрешительные требования и процедуры, связанные с выдачей разрешений на доступ к деятельности по оказанию услуг и выполнению работ указанные в нормативных актах регулирующих деятельность в рамках данного сектора услуг).

Также принята во внимание позиция члена рабочей группы
Д.К. Маштакеевой об отсутствии в настоящее время препятствий для взаимного признания разрешений на допуск на рынок оценочных услуг и фактическом  наличии содержательной эквивалентности регулирования.

Аналогичным образом, подтверждена  позиция Республики Беларусь  о том, что согласно Договору о Союзе содержательная эквивалентность касается только допуска на рынок  и поэтому гармонизация всего законодательства, относящееся к данному сектору услуг не требуется. Так, если в России специалист получил право заниматься оценочной деятельностью, то он сможет оказывать эти услуги и в других странах Союза, но при этом он должен соблюдать национальное законодательство каждой принимающей страны, в которых оценщик другой страны Союза будет осуществлять свою деятельность по правилам единого рынка. Такое единое понимание было и при подписании Договора о Союзе и при утверждении планов либерализации и на ранее проведенных видеоконференциях. Именно с учетом такого  однозначного понимания компетентные органы стран Союза согласились на либерализацию данного сектора услуг.

В этой связи, учитывая результаты анализа законодательства государств-членов, регулирующего оценочную деятельность, проведенного в 2017 году в данном секторе услуг имеется содержательная эквивалентность.

Предложение о гармонизации отдельных требований и условий (стандартов) можно рассматривать только в качестве отдаленной перспективы для продолжения совместной работы и сотрудничества в рамках данного сектора.

  Кроме того, отмечена позиция члена рабочей группы, председателя Всероссийского профессионального союза работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций Пискурева В.В. о том, что введение в 2016 г. профессионального экзамена в качестве основания для допуска к оказанию оценочных услуг создало непреодолимый барьер на рынке оценочных услуг в Российской Федерации. Введение такого профессионального экзамена  не соответствует Договору о Союзе (пункт 62 Приложения № 16, ст.67), плану либерализации и части 4 статьи 15 Конституции России.

Следует отметить, что по данной проблеме ЕЭК уже проводиться мониторинг, промежуточным результатом которого является создание соответствующей рабочей группы в рамках Государственной Думы.  

Присутствующие отметили, что недавно введенный профессиональный экзамен не отвечает требованиям Договора о Союзе в части:

недопустимости ухудшения условий взаимного доступа по сравнению с условиями, действующими на дату подписания Договора, и с условиями, закрепленными в Договоре (ст. 67 Договора);

неприменения разрешительных требований и процедур, аннулирующих или сокращающих выгоды, не установленных законодательством сторон на дату подписания Договора (п. 62 Протокола о торговле услугами).

На 29 мая 2014 года в Российской Федерации чтобы иметь допуск к осуществлению оценочной деятельности нужно было быть членом одной
из саморегулируемой организации оценщиков.

Введение дополнительного обязательного экзамена  явным образом ухудшает положение всех субъектов бизнеса на рынке оценочных услуг, ограничивает их конкуренцию (на российском рынке останется не более 3 тыс. оценщиков с правом подписи) и препятствует исполнению Плана либерализации, утвержденного решением Высшего Совета (на уровне Глав государств) № 23 от 26.12.2016 (вступило в силу 11.04.2017).

Во исполнение Плана либерализации, утвержденного решением Высшего Совета № 23 от 26.12.2016 (вступило в силу 11.04.2017) Рабочей группой принято решение о продолжении работы по  исполнению плана либерализации, включая выявление и локализацию барьеров, а также    определению наличия содержательной эквивалентности регулирования в секторе услуг по оценке имущества.


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER