Тел. +7 495 364-36-40, +7 985 364-36-40

A A= A+ Стратегическая сессия «Актуальные механизмы и инструменты внешней оценки качества образования»

16–17 декабря 2022 года на площадке ФГБОУ ВО СПБГЭУ состоялась Стратегическая сессия «Актуальные механизмы и инструменты внешней оценки качества образования», в рамках которой силами Совета профессиональных квалификаций финансового рынка была проведена профессионально-общественная аккредитация образовательных программ вуза.

Профессионально-общественная аккредитация представляет собой действенный механизм внешней независимой оценки качества образования, при котором подтверждается не только соответствие разработанных образовательных программ требованиям профессиональных стандартов, запросу рынка труда, но и подтверждается качество подготовки выпускников. В рамках ПОА проводится оценка реализации независимой оценки квалификации. Целью проведения Стратегической сессии стал поиск новых действенных инструментов внешней независимой оценки качества образования, совершенствование Методики оценки образовательной программы при проведении профессионально-общественной аккредитации.

Объектами профессионально-общественной аккредитации стали следующие основные профессиональные образовательные программы:

1.    «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» - основная образовательная программа высшего образования, направление подготовки 38.03.01 Экономика;

2.    «Финансы и кредит» - основная образовательная программа высшего образования, направление подготовки 38.03.01 Экономика;

3.    «Логистика и управление цепями поставок» - основная образовательная программа высшего образования, направление подготовки 38.03.02 Менеджмент;

4.    «Управление бизнесом» - основная образовательная программа высшего образования, направление подготовки 38.03.02 Менеджмент;

5.    «Кадровый менеджмент» - основная образовательная программа высшего образования, направление подготовки 38.03.03 Управление персоналом;

6.    «Реклама и связи с общественностью в бизнесе» - основная образовательная программа высшего образования, направление подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью;

7.    «Таможенное администрирование и интеллектуальные технологии» - основная образовательная программа высшего образования, направление подготовки 38.05.02 Таможенное дело;

8.    «Инновационные персонал-технологии и управление карьерой» - основная образовательная программа высшего образования, направление подготовки 38.04.03 Управление персоналом;

9.    «Корпоративные финансы и оценка бизнеса» - основная образовательная программа высшего образования, направление подготовки 38.04.08 Финансы и кредит.

 

Для проведения аккредитационной экспертизы были сформированы 3 экспертные группы в следующем составе:

Экспертная группа 1:

Приглашенные к участию в работе экспертной группы:

1.             Телешова Ирина Георгиевна, заместитель декана по учебно-методической работе экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Руководитель экспертной группы:

Маштакеева Диана Каримовна, Заместитель Председателя Совета СПКФР, генеральный директор СПКФР; свидетельство эксперта ПОА № Э/0079, дата выдачи 11.05.2022 г., №2

Члены экспертной группы:

Апыхтина Ирина Евгеньевна, Директор по развитию образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; 2

Тараненко Ирина Геннадьевна, заместитель генерального директора СПКФР по независимой оценке качества образования. свидетельство эксперта ПОА № Э/0320, дата выдачи 11.05.2022 г., №2.

 

Экспертная группа 2:

Руководитель экспертной группы:

Каменева Екатерина Анатольевна, Проректор по учебной и методической работе Финансового Университета при Правительстве РФ, свидетельство эксперта ПОА № Э/0009, дата выдачи 11.05.2022 г., №2

Члены экспертной группы:

Волкова Ангелина Владимировна, Директор департамента по развитию профессиональных квалификаций АО «Национальные квалификации», Ответственный секретарь рабочей группы по развитию системы квалификаций Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, свидетельство эксперта ПОА № Э/0287, дата выдачи 11.05.2022 г., №2;

Соболева Эрика Юрьевна, Генеральный директор АНО «Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры», свидетельство эксперта ПОА № Э/0317, дата выдачи 11.05.2022 г., №2

Маковеева Виктория Владимировна, Заместитель директора Института экономики и менеджмента Томского Государственного Университета; свидетельство эксперта ПОА № Э/0358, дата выдачи 02.11.2022г., №2 – стажер, первое участие в проведении аккредитационной процедуры;

Поповичева Наталья Евгеньевна, ведущий специалист Центра инновационных образовательных проектов Дирекции по развитию образования РАНХиГС.

 

Экспертная группа 3:

Руководитель экспертной группы:

Факторович Алла Аркадьевна - заместитель генерального директора, АНО «Национальное агентство развития квалификаций», свидетельство эксперта ПОА № Э/0322, дата выдачи 11.05.2022 г., №2

Члены экспертной группы:

Бондаренко Татьяна Григорьевна, заместитель директора Высшей школы финансов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, свидетельство эксперта ПОА № Э/0356, дата выдачи 02.11.2022 г., №6.

Русакова Анастасия Сергеевна, Генеральный директор Ассоциации «Национальное объедение внутренних аудиторов и контролеров»;

Зенченко Светлана Вячеславовна, Директор департамента развития и маркетинга Северо-Кавказского федерального университета, - стажер, первое участие в проведении аккредитационной процедуры.

Соловьева Мария Александровна, Начальник Управления образовательных программ Санкт-Петербургского государственного университета, свидетельство эксперта ПОА № Э/0357, дата выдачи 02.11.2022г., №2 - стажер, первое участие в проведении аккредитационной процедуры.

 

Идет слушание представления образовательных программ

В ходе проведения аккредитационной процедуры эксперты по ПОА выделили основные факторы конкурентоспособности аккредитуемых образовательных программ:

  • наличие развитой материально-технической базы, квалифицированного преподавательского состава, широкого круга научных экономических школ, ведущего национального и международного академического опыта;
  • сотрудничество с ведущими предприятиями региона при осуществлении практической подготовки обучающихся.
  • широкая сеть работодателей – партнёров программы, предоставляющая возможности для дальнейшего трудоустройства в соответствии с профилем программы, включающая крупные российские и международные компании.

Телешова И.Г.

 

Ирина Георгиевна отметила качество разработки представленных на аккредитацию образовательных программ, высокий уровень соответствия профессиональных компетенций требованиям профессиональных стандартов, что обеспечивает построение перспективной компетентностной модели выпускника образовательной программы.

Программам присуща нацеленность на подготовку специалистов, обладающих профессиональными и личностными компетенциями, востребованными на рынке труда.

Образовательные программы, представленные на аккредитацию, отличает наличие возможности для формирования индивидуальной траектории обучения, что позволяет сформировать персональную модель компетенций в рамках индивидуальных образовательных треков с учётом профессиональных потребностей и научных интересов, современных и перспективных особенностей регионального рынка труда, его социальных и технологических тенденций, посредством реализации новых образовательных подходов, а также лучших практик мирового образовательного пространства – подвела итог Алла Аркадьевна.

Факторович А.А.

 

Каменева Е. А.

Особо важным является внедрение в учебно-образовательный процесс современных образовательных технологий, предполагающих использование активных и информационных форм обучения, в том числе игровых технологий. Екатерина Анатольевна подчеркнула прикладной характер программ, который выражается в активном овладении и развитии надпрофессиональных навыков выпускников (soft skills), позволяющих серьёзно повысить эффективность профессиональной деятельности специалиста финансовой отрасли.

         

Идет интервьюирование участников ПОА

В ходе проведения ПОА проводилось интервьюирование обучающихся, преподавателей, выпускников образовательных программ, основных работодателей. Многие, из которых отмечали высокий уровень формирования цифровых навыков выпускников программы в рамках реализации дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов учебного плана, которые наиболее востребованы в профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации современной российской и мировой экономики. Особое интерес у экспертов вызвала проектная деятельность обучающихся по заказу работодателей-партнёров программы.

Основные выводы.

Мероприятия, проводимые в рамках программы Стратегической сессии, профессионально-общественная аккредитация ОПОП ФГБОУ ВО СПБГЭУ посвящены развитию системы внешней независимой оценки качества образования. По ряду программ, представленных на аккредитацию, СПКФР провел процедуру реакредитации. Эксперты единодушно отметили положительные результаты развития данных программ за последние 3 года. Особое внимание заслуживает внедрение интегрированного подхода, связанного с практико-ориентированным направлением реализации ОПОП. Практически по каждой аккредитуемой программе созданы и успешно функционируют Советы работодателей, Попечительские советы, которые принимают непосредственное участие в разработке ОПОП:

  • осуществляют рецензирование ОПОП в рамках соответствующего профиля;
  • обеспечивают участие работодателей в учебном процессе;
  • предоставляют базу для учебных и производственных практик;
  • предоставляют места для проведения стажировок, НИР как для преподавателей, так и для студентов, обучающихся по ОПОП;
  • принимают участие в проектировании тем ВКР и проектов в рамках промежуточной/государственной итоговой аттестации.

 Коллектив разработчиков ОПОП всегда находится в поиске новых решений. Руководство вуза регулярно с детальной точностью проводит мониторинг профилей квалификаций, востребованных на региональном рынке труда. В рамках каждой аккредитуемой программы разработчики предлагают дополнительные компетенции по запросу работодателей. Это свидетельствует о понимании потребностей работодателей своего региона. Работодатели, участники ОПОП, задают высокую планку не только в развитии образовательных программ, но и формируют тренд актуализации профессиональных стандартов и корректировки процедуры ПОА.

В ходе проведения профессионально-общественной аккредитации определены основные области дальнейшего развития образовательных программ, механизмы внедрения различных форм практической подготовки в учебный процесс, развития цифровых технологий и коммуникаций в деятельности специалистов-выпускников вуза.


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER