Тел. +7 495 364-36-40, +7 985 364-36-40

A A= A+ Коллегия Министерства науки и высшего образования Российской Федерации

19 мая 2023 года в рамках Коллегии Министерства науки и высшего образования Российской Федерации были рассмотрены вопросы сопряжения требований рынка труда и образования в области подготовки квалифицированных кадров.

Итоги деятельности Министерства науки и высшего образования Российской федерации, новые задачи совершенствования национальной системы высшего образования нашли широкий отклик среди профессиональной аудитории. В ходе обсуждения были высказаны слова поддержки намеченного курса, сделан ряд предложений, что можно считать гарантией успеха дальнейшей реализации намеченных задач.

Выступление заместителя Министра Труда и социальной защиты РФ Мухтияровой Е.В.

Заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Елена Вячеславовна Мухтиярова отметила существующие вызовы на рынке труда – дефициты высокопрофессиональных специалистов, высокую конкуренцию среди работодателей по таким специалистам. До 2030 года российской экономике потребуется свыше 2,5 млн специалистов по приоритетным отраслям экономики. Основной ресурс пополнения кадров – это выпускники образовательных программ. Елена Вячеславовна подробно остановилась на основных направлениях деятельности Министерства труда в области подготовки кадров для экономики России.

В рамках программы содействия занятости молодежи создан специальный функционал для прохождения производственной практики на портале «Работа в России». Данный ресурс объединил Министерство науки и высшего образования, образовательные организации, выпускников и работодателей. Портал «Работа в России» ориентирован так же для целевого обучения. Впервые процесс обучения по целевому назначению становится прозрачным и доступным любому гражданину. Данный ресурс создается с целью систематизации предложений компаний, которые претендуют на бюджетные целевые квоты. Ресурс позволяет размещать заявки работодателей на подготовку специалистов за счет средств работодателей, что увеличивает возможности целевого обучения.

Елена Вячеславовна обратила внимание на необходимость отражения квалификационных требований, их отражение в профессиональных стандартах и ФГОС. Сложности применения профессиональных стандартов вызваны следующими существующими проблемами:

1. Открытость системы профессиональных стандартов, которая ведет к разноплановости и широте описания видов профессиональной деятельности с точки зрения самих разработчиков, что не в полной мере соответствует требованиям ЕКС. Это дезориентирует образовательные организации при разработке образовательных программ и требует сохранения ЕКС.

2. Отсутствие в структуре профессионального стандарта значимой информации о профессии с точки зрения описания средств, орудий труда, технологий, методов работы, что так же затрудняет разработку образовательных программ. Отсутствие средств оценки и компетенций по ряду профессиональных стандартов создает дефицит подготовки специалистов, обладающих соответствующим уровнем квалификации, не позволяет обеспечить качество подготовки специалистов.

3. Длительные сроки разработки профессиональных стандартов и их утверждения не позволяет обеспечить гибкое реагирование на запросы рынка труда со стороны образовательных организаций.

Решение выявленных проблем Министерство труда и социальной защиты видит в совершенствовании взаимодействия рынка труда и образования. Елена Вячеславовна перечислила основные подходы:

1. Формирование условно - постоянного перечня видов профессиональной деятельности на основе дополнительной детализации начальных групп ОКЗ для целей разработки и актуализации профстандартов.

2. Формирование двухуровневой системы национальной профессиональной квалификации:

  • укрупненный профессиональный стандарт, который содержит характеристику вида профессиональной деятельности,
  • отраслевая профессиональная характеристика, которая бы отражала отраслевую специфику.

Отраслевая профессиональная характеристика не должен утверждаться, может разрабатываться СПК, своевременно реагируя на потребности рынка труда, используется как уточняющая информация.

3. Выделение микроквалификаций, где уже описываются конкретные требования к работнику, необходимые для выполнения отдельных трудовых функций, решения отдельных профессиональных задач, в т.ч. с применением конкретных методов работы, программных продуктов, средств труда. Овладение микроквалификацией позволяет обучающемуся уже во время обучения трудоустраиваться и накапливать опыт работы.

Такой подход позволяет определить рамки национальной системы профессионального образования.

Елена Вячеславовна донесла до слушателей направления по формированию системы профессионального образования через развитие НСПК:

1.Иницировать диалог со сторонами социального партнерства, системы образования по вопросам предложенной системы профессионального образования;

2. До конца 2023 года сформировать предложения по актуализации отдельных разделов справочников ОКЗ и ОПТР ориентируясь на приоритетные отрасли экономики;

3. Продолжить формирование справочника профессиональных компетенций по типовым профессиям.

4. Провести пилотные проекты на примере 1-2 отраслей, итогом реализации которых станет разработка нормативного и методического обеспечения с применением новых подходов в системе профессионального образования и профессиональных стандартов.

В дискуссии по вопросам выработки новых подходов сисиемы высшего образования принял участие Сергей Анатольевич Когогин, главный исполнительный директор КамАЗа.

Выступление С.А. Когогина

Сергей Анатольевич поднял вопросы взаимодействия промышленных предприятий и науки. Определил основные ориентиры для системы образования в области подготовки инженерных кадров, технических специалистов. Главные задачи, стоящие перед промышленными предприятиями, направлены на сохранение конкурентоспособности. Без создания инновационных баз обеспечение конкурентоспособности производства через рост производительности труда не представляется возможным. Сергей Анатольевич остановился на создании на базе промышленных предприятий стартап-студий, которые учат не только технологии, но и предпринимательству. Создание передовых школ подготовки, инженерных классов в школах. «Действовать необходимо на опережение, – сказал докладчик, - Необходимо и дальше развивать тесный контакт, между работодателями и вузами, который уже сегодня сформировался. Главное не останавливаться на достигнутом!»

Подходы реформирования высшего образования были рассмотрены представителями сферы образования. Галажинский Эдуард Владимирович, ректор Томского государственного университета, вуза - участника Пилотного проекта выступил с докладом «Новый облик системы высшего образования: основания и экспериментальные направления».

Выступление ректора ТГУ Галажинского Э.В.

Эдуард Владимирович рассмотрел ключевые моменты реформирования как изнутри системы образования, так и со стороны внешних заказчиков. Среди ключевых моментов изнутри системы высшего образования докладчик отметил неудовлетворенность со стороны стейкхолдеров качеством образования, отсутствие гибкости образовательных программ. Взгляд извне определяет требования к специалистам, исходя из региональных и индивидуальных потребностей.

Одним из решений сближения интересов различных сторон можно считать применение национальной рамки квалификаций, которая в свою очередь то же требует совершенствования. Докладчик выделил три основных основания национальной рамки квалификаций: широта полномочий и ответственность; сложность деятельности; наукоемкость деятельности.

Эдуард Владимирович обобщил опыт зарубежных стран в области присвоения квалификации, обратил внимание на несоответствующее применение терминологии степени и квалификации в российском документе об образовании. Степень «Бакалавр» не в полной мере позволяет определить профессиональную квалификацию выпускника.

Базовая схема, которая может быть использована в качестве эксперимента, предполагает включение подуровней квалификации с учетом усложнения наукоемкости деятельности. Каждый уровень предполагает ускоренный выход на рынок. Эдуард Владимирович подробнее представил несколько образовательных программ с учетом предложенной системы реформирования высшего образования. В докладе особое место уделено роли и месту работодателей в образовательной программе. В университете реализуется модель включения работодателей в образовательный процесс через систему профессионального экзамена и присвоения микроквалификации, которая обеспечивает ускоренный выпуск специалиста на рынок труда.

Выступление Садовничевого В.А., ректора МГУ

Виктор Антонович Садовничий сделал акцент реформирования высшего образование на определении главного вектора реформы. Совершенствование высшего образования должно проходить через поддержку фундаментальной науки Основой развития высшего образования должна стать научная школа. Второй стороной совершенствования высшего образования является объединение со средней школой. Подготовка выпускников среднего образования должно быть ориентировано на формирование базовых фундаментальных знаний для их дальнейшего развития в высшем образовании.

В ходе Коллегии были высказаны замечания по итогам выступления основных докладчиков. Кузьминов Ярослав Иванович отметил правильный подход выделения базового образования профильного (или) смежного для поступления в магистратуру. Под особым вниманием должен находиться платежеспособный спрос на магистратуру. Вывести аспирантуру из статуса образовательного уровня и сосредоточиться на достижении научного результата. Продолжительность обучения требует введение обязательного срока обучения – 5 лет.

Выступление Кузьминова Я.Н. научный руководитель ВШЭ

Научно-технологическая и образовательная политика должны быть направлены на обеспечение независимости страны – суть выступления Фурсенко Андрея Александровича Фурсенко, помощника Президента России. Основная проблема: «опаздываем»…, сказал Андрей Александрович.

Необходима приоритезация. Основной приоритет связан с подготовкой научных кадров. Это требует актуализации Стратегии НТР с учетом сегодняшних реалий. Второе приоритетное направление реформирования высшего образования связано с переходом от контроля отслеживания образовательного процесса к контролю получения результатов. В рамках профессионального экзамена возможно получение объективной информации о результатах обучения, что делает систему независимой оценки квалификаций одним из инструментов встраивания в образовательный процесс приоритетным направлением реформирования высшего образования.

Выступление Фурсенко А.А.,

помощника Президента Российской Федерации.

Третье направление должно обеспечить преемственность, что позволит добиться эволюционного развития, при сохранении достигнутых успехов. При определении сроков обучении нужно помнить о потребностях обучающихся.

Активная дискуссия на открытой площадке Коллегии Министерства науки и высшего образования Российской Федерации позволяет выразить уверенность в том, что профессиональное сообщество активно включается в процесс.


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER

Другие новости: