24 ноября 2016 года состоялось заседание Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности. Тема заседания: «О пропорциональном регулировании в банковской сфере». Вел заседание сопредседатель Комиссии, исполнительный вице-президент РСПП А.В.Мурычев.
Открывая заседание, он сказал, что на обсуждение вынесена актуальная тема, связанная с инициативой Банка России, который подготовил проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этим проектом вносятся изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Положениями проекта предусматривается разделение банков по перечню допустимых операций: банки с универсальной лицензией и банки с базовой лицензией. На протяжении полугода в банковском сообществе шли дискуссии и обсуждения законопроекта, и Банк России многое из предложенного уже учел. Но ряд принципиальных вопросов, отметил А.В.Мурычев, еще остается и одним из ключевых моментов для собственников банков является срок вступления в силу закона 1 января 2018 года. Все предлагают срок передвинуть хотя бы еще на год – до января 2019 года.
С комментариями новой редакции законопроекта выступил заместитель директора Департамента банковского регулирования Банка России А.Ю.Жданов. Он сказал, что положениями проекта предусматривается разделение банков по перечню допустимых операций: банки с универсальной лицензией и банки с базовой лицензией. С даты вступления в силу федерального закона кредитные организации, являющиеся банками, признаются банками с универсальной лицензией. С 1 января 2018 года минимальный размер собственных средств (капитала) банка с универсальной лицензией устанавливается в 1 миллиард рублей. К банкам с универсальной лицензией будут применять требования для банков в полном объёме.
Для банков с базовой лицензией минимальный размер собственных средств (капитала) составит 300 миллионов рублей. Проектом устанавливается перечень операций банка с базовой лицензией, включающий привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады без ограничений, размещение указанных денежных средств резидентам Российской Федерации – физическим лицам, субъектам малого и среднего предпринимательства, кредитным организациям.
При достижении банком с базовой лицензией установленного в законе размера капитала (собственных средств) – 1 миллиард рублей – банк сможет добровольно ходатайствовать о замене базовой лицензии на лицензию с универсальным перечнем банковских операций, таким образом, расширяя область своей деятельности и при этом, возлагая на себя обязательства соблюдать требования, предъявляемые к банкам, в полном объёме. Предельный размер капитала (собственных средств) для банка с базовой лицензией составит 3 миллиарда рублей.
Последовательное внедрение Банком России упрощённого регулирования для банков с базовой лицензией позволит снизить издержки на соблюдение ими международных стандартов и будет способствовать повышению доступности банковских услуг на территории Российской Федерации.
Для кредитных организаций, соответствующих критериям банка с базовой лицензией, Банк России подготовит изменения в нормативные акты, устанавливающие упрощенные регулятивные требования.
Банк с универсальной лицензией получивший базовую лицензию или изменивший статус на статус небанковской кредитной организации вправе продолжать проведение банковских операций и сделок, не разрешенных для банка с базовой лицензией или небанковской кредитной организации, до прекращения действия договоров, заключенных до вступления в силу федерального закона, в соответствии с которыми такие операции и сделки осуществляются, но не более 5 лет. Увеличение размера требований кредитной организации к контрагентам кредитной организации по таким договорам не допускается.
Проектом федерального закона также предусматривается возможность установления Банком России отдельных нормативов обязательных резервов и коэффициента усреднения обязательных резервов для банков с универсальной лицензией и для банков с базовой лицензией.
Сопредседатель Комиссии, президент Ассоциации российских банков Г.А.Тосунян в своем докладе отметил, что введение пропорционального банковского регулирования – здравая идея, реализация которой может стать положительным импульсом для развития конкуренции или, наоборот, может полностью свести её на нет. Говоря о законопроекте Банка России, он также подчеркнул необходимость его согласования сначала с теми, кому он адресован перед тем как он согласуется с ведомствами, а тем более перед передачей его в Госдуму. Г.А.Тосунян также не согласен с датой вступления закона в силу. Он сказал, что законопроект неизвестно когда будет принят, но в нем уже записана дата вступления его в силу.
Г.А.Тосунян рассказал о замечаниях, высказанных АРБ и которые делают банки «банками второго сорта»:
- не может быть главным и единственным критерием масштаб кредитной организации по капиталу;
- устанавливать не фиксированный максимальный размер их активов, а предоставить право Банку России самостоятельно определять данный параметр;
- не вводить категорический запрет на проведение операций с нерезидентами, но ограничивать их объем;
- допускать возможность инвестиций с их стороны в ценные бумаги из Ломбардного списка Банка России;
- не вводить ограничения на виды выдаваемых ими кредитов;
- продлить срок переходного периода, в течение которого банк вправе решить, какой вид лицензии он предпочтет.
С предложениями и замечаниями по законопроекту от Ассоциации региональных банков России выступила вице-президент Ассоциации А.В.Ветрова. Она сказала, что согласна с коллегами в вопросе о том, что обозначенные сроки вступления закона в силу слишком короткие. Ассоциация высказывала предложение, чтобы этот срок сдвинули на 1 января 2020 года, тем более учитывая, что принятие документа затянулось. Она поделилась с собравшимися данными опроса, проведенного Ассоциацией «Россия» в сентябре этого года. Так, 63% банков отметили, что предлагаемые ЦБ изменения абсолютно не соответствуют их бизнес-модели. В частности, в их кредитных портфелях от 25% до 50% составляют кредиты не сегменту МСП (с которым их могут обязать работать). Тем более что многие компании малого бизнеса по отдельным критериям не включаются в существующий реестр малых предприятий. То есть, банки разом лишаться до 50% кредитных портфелей. За этим последуют и снижения остатков на счетах (до 25% по оценкам Ассоциации) и депозитах (до 40%) юрлиц.
На заседании также выступили: В.А.Гамза, председатель Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям; Я.А.Арт, главный редактор Finversia.ru; А.Г.Терехов, вице-президент ФБК; К.А.Лукашук, старший директор, руководитель группы банковских рейтингов АКРА; Г.Ю.Гурин, председатель правления РосДорбанка и другие.
С учетом прошедшего обсуждения принято решение в оперативном режиме подготовить позицию Комиссии по новой версии законопроекта и направить её президенту РСПП.
Другие новости:
Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка Онлайн-приемная
По вопросам сайта просим обращаться к администрации сайта: [email protected].
При использовании материалов необходимо давать ссылку на СПКФР.
Техническую поддержку сайта осуществляет компания Finarty.
Политика конфиденциальности