Тел. +7 (495) 663-04-43

A A= A+ Квалификация и ее уровни – важные элементы сопряжения сфер труда и профессионального образования

УДК 331.102.323

                                                                                  ЭКОНОМИЧЕНСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Economic Policy of the State

 

КВАЛИФИКАЦИЯ И ЕЕ УРОВНИ – ВАЖНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

СОПРЯЖЕНИЯ СФЕР ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ[1]

 

THE QUALIFICATION AND ITS LEVELS ARE IMPORTANT ELEMENTS PAIRING THE AREAS OF EMPLOYMENT AND PROFESSIONAL EDUCATION

 

Волошина И.А., кандидат психологических наук, директор по развитию системы профессиональных квалификаций, Научно-исследовательский институт труда и социального страхования Минтруда России

i_voloshina@list.ru

Новиков П.Н., доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, Центр методологии бухгалтерского учета, Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России

novikov_vgna@hotmail.com

 

Irina A. Voloshina

Research institute of labour and social insurance, Moscow, Russian Federation

i_voloshina@list.ru

Petr N. Novikov

 Scientific and research financial institute, Moscow, Russian Federation

novikov_vgna@hotmail.com

 

 

Аннотация

Тема. Для развития рынка труда, как системы социально-экономических отношений при формировании и реализации спроса и предложения на рабочую силу различной квалификации, весьма актуальным является четкое понимание трактовки, объема и содержания таких понятий как «квалификация», «уровень квалификации», применяемых в сфере труда и профессионального образования.

Цели. Показать наличие и развитие возможностей, связанных с процессами разработки профессиональных стандартов, квалификаций и их официального признания, в целях формирования Национальной системы квалификаций, комплексной оценки востребованности выпускников образовательных организаций определенной квалификации, а также последующего обоснования бюджетных средств, выделяемых на их профессиональное образование.

Методология. В настоящей работе с помощью метода системного анализа, структурно-аналитического метода, метода экспертных оценок рассмотрены различные аспекты категории квалификация, понятия уровня квалификации, предложены подходы к возможным направлениям более эффективного сопряжения сферы труда и непрерывного профессионального образования, повышения степени их гармонизации.

Результаты. Раскрыты объем и содержание понятий квалификации и уровня квалификации, основанных на профессиональных стандартах. Показаны различия между квалификациями выпускников образовательных организаций и квалификациями работников. Предложены соответствующие изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации.

Выводы и значимость. Сделанные выводы направлены на совершенствование нормативной правовой базы в части понятий квалификации и ее уровней, на более четкие требования к профессиональным квалификациям при их оценке (сертификации), на снижение диспропорций между квалификациями, требуемыми работодателями, рынком труда, и имеющимися у выпускников образовательных организаций, работников. Это является одним из приоритетных направлений в сфере национальных интересов.

 

Abstract

 

Theme. For the development of the labour market, as a system of socio-economic relations in the formation and implementation of supply and demand for labour with different qualifications, it is highly relevant is a clear understanding of the interpretation, the scope and content of such concepts as "qualification", "skill level" used in the field of labour and professional education. Objectives. Show availability and development opportunities associated with the development processes of occupational standards, qualifications and their official recognition, in order to form a National system of qualifications, a comprehensive assessment of the demand for graduates of educational organizations with specific skills, as well as subsequent justification of budget funds allocated for their professional education.

Methodology. In this paper, by using the method of system analysis, structural-analytical method, method of expert evaluations considered various aspects of the qualification categories, the concepts of qualifications, proposed approaches to possible directions of more effective conjugation of the workplace and continuous professional education, increasing degree of harmonisation.

Results. Disclosed the scope and content of the concepts of skills and qualifications based on occupational standards. Shows the differences between the qualifications of graduates of educational institutions and qualifications of employees. Proposed appropriate changes to the Labour code of the Russian Federation.

Conclusions and significance. The conclusions are aimed at improving the legal framework in terms of qualification and its levels, clearer requirements for professional qualifications in their assessment (certification), to reduce imbalances between the qualifications required by employers, the labour market, and graduates of educational institutions, employees. This is one of the priority directions in the sphere of national interests.

 

Ключевые слова: квалификация, профессиональная квалификация, уровни квалификации, сфера труда, профессиональное образование, профессиональный стандарт.

Keywords: qualification, professional qualification, qualification levels, employment, vocational education, professional standard.

 

 

Введение

            Создание в нашей стране современной национальной системы квалификаций, основанной на профессиональных стандартах, направлено на расширение возможности освоения квалификаций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, будет способствовать привлечению инвестиций в развитие человеческого капитала. Национальная система квалификаций нацелена на формирование в нашей стране рынка квалификаций, на котором ценность работника определяется его реальной, официально подтвержденной квалификацией [1; 2]. Иными словами, на смену квалификации по образованию приходит более универсальное ее понимание, а рынок дипломов (квалификаций по диплому) будет последовательно меняться на рынок квалификаций, общенациональные требования к которым в нашей стране устанавливаются в основном в профстандартах [3]. К странам, в которых в основе квалификаций лежат требования профессиональных стандартов, относятся Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Ликхенштейн, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словения, Турция, Франция, Швейцария, Эстония.

            В докладе Европейского центра развития профессионального образования и обучения (Cedefop) о результатах исследования об изменении ролей и функций квалификаций отмечается, что дальнейшее их развитие требует обсуждения и договоренности о том, как, при помощи каких механизмов и инструментов в течение жизни человека систематически может изменяться (дополняться, расширяться, повышаться) его квалификация и как это может быть официально подтверждено и признано [4]. Анализ, проведенный Cedefop, показал, что потребность в стандартизации квалификаций имеется как в сфере труда, так и в сфере профессионального образования. Стандартизация дает возможность регулярно отслеживать процесс обновления квалификаций и соответствие на этой основе профессиональных образовательных программ потребностям рынка труда. Обобщению зарубежного опыта разработки систем квалификаций посвящен ряд исследований, среди которых выделим [5].

            Следует отметить, что в области взаимодействия сферы (рынка) труда и сферы профессионального образования не менее важным является реализация управленческих механизмов. Общей практикой, как показывает зарубежный опыт, является государственная поддержка деятельности профессиональных общественных структур в таких социально важных взаимосвязанных направлениях, как развитие системы квалификаций и подготовка квалифицированных кадров [6].

            При этом потенциальные возможности профстандартов и в целом новой Национальной системы квалификаций по-разному видят работодатели, профессиональные сообщества, профсоюзы, образовательные организации. Но у каждой стороны есть собственный интерес, собственные эффекты, которые можно извлечь из профстандартов, решая задачи повышения конкурентоспособности предприятий, работников, качества профессионального образования и обучения [7].

            Далее последовательно проанализируем многоаспектные понятия «квалификация» и «уровень квалификации». Обусловлено это необходимостью формирования в целях национальных интересов дефинитивного поля [8], имея ввиду единообразие, полноту, непротиворечивость и практическую применимость системы основных понятий и определений, применяемых прежде всего в государственных документах, которые обеспечивают реализацию государственных программ на протяжении их жизненного цикла [9].

 

 

Квалификация

            Квалификация в английском языке трактуется как guality – качество, в смысле степени проявления достоинств; в ср. латинском языке – gualificatio от латинского gualis – какой, какого качества, + facere – делать.

Прежде всего подчеркнем, что, как правило, различают квалификацию человека (выпускника образовательной организации, работника, физического лица) и квалификацию работы (профессиональной деятельности, ее вида, отдельной трудовой функции). Квалификация работы представляет собой характеристику данного вида работы, устанавливаемую по степени ее сложности, точности и ответственности, что нашло свое отражение в Трудовом кодексе Российской Федерации (статья 150. Оплата труда при выполнении работ различной квалификации).[2] Оба вида квалификации тесно взаимосвязаны.

            Понятие квалификации человека практически постоянно сопровождает его: студента, выпускника программ среднего профессионального и высшего образования; слушателя, выпускника программ дополнительного профессионального образования; работника в рамках корпоративного обучения и т.д., в целом – при непрерывном профессиональном образовании в течение всего периода трудовой деятельности, жизнедеятельности [10; 11].

            В научной и методической литературе, различных словарях подходов к пониманию квалификации, как важнейшей социально-экономической характеристики человека, как характеристики его профессиональной деятельности или подготовленности к ней, соответствующих определений этого понятий достаточно много. Приведем только некоторые из них, где квалификация рассматривается в формальном (уровневом), содержательном и оценочном ракурсах.

            Формальная квалификация (подтвержденная дипломом) как свойство рабочей силы – один из первичных показателей, свидетельствующих об уровне профессиональной подготовленности работников. Уровень же подготовленности работника характеризуется степенью его возможного соответствия сложности труда на конкретном рабочем месте, которая, в свою очередь, определяется как квалификация работ. Под оценочной квалификацией (или квалификационным потенциалом, имеющимся у отдельного лица) понимают совокупность возможностей выполнения работником определенной работы: компетенций, знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять определенные виды работ наилучшим способом. Таким образом, квалификация работника напрямую связывается с содержанием профессиональной деятельности, работ на его рабочем месте, но не более того (если выпускник не работает по специальности, его квалификации является как бы «вещью в себе»).  Это является весьма существенным обстоятельном, поэтому в Японии, придерживающейся принципа пожизненного найма на работу, озабочены последствиями, неизбежными при ошибочном определении квалификации выпускника вуза [12; 13].

            За рубежом в системе профессионального образования иногда выделяют такие компоненты квалификации как уровень, нагрузка, качество, профиль, результаты обучения, каждый из которых раскрывается именно с позиций этой системы. Так, например, результаты обучения показывают, какие выпускник получил знания, умения, какую работу может выполнять с учетом степени понимания и подготовленности к ней. В рекомендациях Еврокомиссии по использованию Европейской рамки квалификаций результаты профессионального образования определены как совокупность знаний, умений и/или компетенций, освоенных человеком, которые он может продемонстрировать по завершении обучения.[3]

            Таким образом, квалификация выпускника определяет навыки обучения, общения, способность формировать суждения, а также знания и понимание и умение их применять. Это отражено в Дескрипторах, созданных в рамках Европейской рабочей группы Совместной Инициативы Качества. В свою очередь, «заточенная» на образование национальная рамка квалификаций в западных странах показывает, как взаимодействуют все квалификации, составляющие систему образования, и как обучаемые могут перемещаться (по горизонтали и вертикали) среди квалификаций [14; 15].

Заметим, что в нашей стране Министерством образования и науки РФ принят следующий подход: планируемые результаты освоения образовательной программы – компетенции обучающихся, планируемые результаты обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике – знания, умения, навыки и(или) опыт деятельности.[4] Это корреспондируется с трактовкой результатов профессионального образования, обучения в современных словарных изданиях, например, 1) общие и профессиональные компетенции, соответствующие определенному виду/уровню образования и квалификации, а также способность к их постоянному обновлению и совершенствованию; 2) социально и профессионально значимые характеристики качества подготовки выпускников различных профессиональных образовательных программ. Соотносятся с требованиями к образованию и обучению, необходимыми умениями и знаниями, отраженными в профессиональных стандартах.[5]

            Продолжая анализ отметим, что многие исследователи рассматривают квалификацию со следующих позиций – как необходимое условие для выполнения конкретной задачи и как процесс его получения. При этом, когда говорят о квалифицированном работнике, то обычно имеют в виду, что он соответствует требованиям для выполнения данной задачи [16; 17]. Обратим внимание, что употребляемое в зарубежной литературе понятие профиля квалификации [18] также определяет, подходит ли работник для конкретной должности. Отсюда можно сделать вывод, что направленность и объекты применения квалификации выпускника образовательной организации и работника несколько различаются.

            Считается, что квалификации выпускников, которые актуальны только для конкретной области рынка труда, утрачивают востребованность гораздо быстрее, чем квалификации, ориентированные на все основные цели образования [19; 20]. (В общем определении понятия «образование» в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» речь идет об интеллектуальном, духовно-нравственном и(или) профессиональном развитии человека, удовлетворении его образовательных потребностей и интересов[6].)

            Считая компетенцию одной из граней понятия квалификации [21], сказанное выше относится и к компетенциям названных категорий граждан. Так, специализированные компетенции в сфере труда должны описывать, что работник способен сделать в рамках трудовой функции, трудовых действий на основе имеющихся знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы. Профессионально (предметно)-специализированные компетенции в сфере образования описывают, что выпускник, студент знает, умеет, чем владеет и способен сделать в рамках конкретной дисциплины. В более широком аспекте речь идет о том, что выпускник овладевает знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретает опыт деятельности, развивает способности, приобретает опыт применения знаний в повседневной жизни, у него формируется мотивация получения образования в течение всей жизни.[7] Объектом же компетенции работника (на основе приращения перечисленных качеств) должны быть современные технологии и формы организации труда, качественное выполнение работы (обобщенных трудовых функций, трудовых функций, трудовых действий), культура труда, профессиональная культура и т.д.

            Приведем ряд словарных определений рассматриваемого понятия квалификации:

            уровень подготовленности, степень годности к какому-нибудь виду труда[8], [9] (это определение приводится и в других известных словарях); степень и вид профессиональной обученности работника, необходимые  для выполнения конкретного вида работы; степень годности к какому-нибудь ремеслу, виды труда[10]; степень профессиональной подготовленности рабочих и служащих к выполнению конкретного вида работы;[11] качество, уровень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения трудовых функций по специальности на занимаемой должности;[12] готовность работника к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;[13] профессиональная зрелость работников, их подготовленность к качественному выполнению конкретных видов работ, определяемые наличием знаний, умений, профессиональных навыков, опыта.[14]

            Как видно, приведенные определения характеризуют, в основном, квалификацию работника. Поэтому, с точки зрения содержания, это понятие в большинстве из перечисленных выше словарных изданий трактуется и как синоним профессии, включая составляющие ее трудовые функции, умения, знания.

            В самой системе профессионального образования дополнительная проблема возникает при одновременном использовании в документах разных пониманий термина «квалификация». В перечнях специальностей и направлений подготовки высшего образования и перечнях профессий и специальностей среднего профессионального образования указаны, например, следующие квалификации: академический бакалавр, прикладной бакалавр, преподаватель, магистр, инженер-строитель, специалист по защите информации; техник, техник-технолог, техник-спасатель; маляр строительный, облицовщик-плиточник и т.д. В перечне профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, в графе «квалификация» для профессий рабочих указаны квалификационные разряды, для должностей служащих – категории, классы квалификации.

            Далее важно подчеркнуть, что в нормативных правовых актах Российской Федерации квалификация трактуется как уровневая характеристика: в сфере образования – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к определенному виду профессиональной деятельности;[15] в сфере труда – уровень знаний, умений профессиональных навыков и опыта работы работника.[16]

            Анализ различий в двух  приведенных официальных определениях подтверждает сделанный ранее вывод о некотором различии в объектах применения и направленности квалификации выпускника и работника. Это дает основание говорить о различии и в содержании уровней их квалификации. К уровню квалификации мы еще вернемся, здесь же только заметим, что, во-первых, употребление этого словосочетания вызывает определенные логические вопросы, поскольку это звучит как уровень уровня знаний, умений, навыков и т.д., а, во-вторых, его использование в паре с термином «квалификация» приводит к пониманию последней только как содержательной (качественной) характеристики.

            Выделим другой проблемный вопрос. В Трудовом кодексе РФ профессиональный стандарт определен как характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.[17] (Т.е. речь идет о характеристике уровня знаний, умений, профессиональных навыков, опыта.) В то же время в Макете профессионального стандарта[18] крен справедливо сделан на описание в первую очередь сферы труда, профессиональной деятельности, ее видов, трудовых функций, а о необходимых умениях и знаниях речь идет только в конце каждого подраздела, где описываются трудовые действия. Нам представляется, что целесообразно уточнить понятие квалификации в Трудовом кодексе, сделав акцент на профессиональную деятельность, на требования к уровню и качеству выполнения именно трудовых функций на основе, естественно, знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работника. В свою очередь, это позволит «развести» квалификацию «по образованию» (техник; бакалавр; магистр; инженер; специалист и т.д.) и квалификацию «по труду». До государственного регулирования этого вопроса, профессиональный стандарт трактовался как документ, определяющий требования к выполнению работниками трудовых функций и необходимым для этого компетенциям.[19] (Напомним, что в термин «квалификация» в латинском языке трактуется как gualis + facere – делать.) Кроме того, в европейских странах профессиональный стандарт трактуется как способ классификации и описания наиболее важных работ, которые могут выполнять люди [22].

            Рассмотрим следующее понятие – «профессиональная квалификация», которое и раньше использовалось в нашей стране, а в последнее время употребляется все чаще. Так, это понятие уже фигурирует в ряде проектов нормативных правовых актов, в части в проекте закона «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», хотя и здесь во главу угла поставлены знания, умения, навыки, а не уровень профессиональной деятельности. То же относится к определению понятия профессиональной квалификации, данному в документах, утвержденных Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (Протокол № 10 от 20.05.2015 г.): знания, умения, профессиональные навыки и опыт работы физического лица, необходимые для выполнения определенной трудовой функции. В любом случае профессиональная квалификация выпускника, работника, другого физического лица может быть получена в результате профессионального обучения и(или) профессионального образования (основного и(или) дополнительного и(или) опыта работы, а ее подтверждение планируется осуществлять в ходе специального профессионального экзамена.

            При этом профессиональные квалификации, как обобщенные единицы сертификации, должны четко «вытекать» из профстандартов. Это необходимо для определения набора трудовых функций, выполнение которых подлежит сертификации (оценке), и он может быть различным для разных профессиональных квалификаций.

            Далее проанализируем еще один аспект, связанный с содержанием понятия квалификации. Очевидно, что современные квалификационные требования являются основной для создания эффективной системы профессионального образования и обучения. Поэтому поставлена задача в кратчайший срок актуализировать квалификационные требования [23]. При этом целесообразно обратить внимание на зарубежный и международный опыт. Так, в материалах Международной организации труда (МОТ) речь идет о Европейских основах квалификационных требований (ЕКТ), которые являются координатной сеткой между квалификационными системами государств – членов ЕС. Эта сетка предназначена для содействия мобильности и непрерывному обучению кадров и включает восемь обширных категорий, «эталонных уровней», квалификации, охватывающих весь спектр навыков: от базовых уровней квалификации до специализации. Каждая категория включает описание, какими знаниями должен обладать работник и что он должен уметь делать, независимо от того, где он получил образование и приобрел квалификацию, подтверждаемую соответствующими дипломами или аттестатами. Среди других целей ЕКТ преследует цель более тесной увязки практической работы образовательных заведений и систем подготовки кадров с потребностями работодателей на рыке труда, а также юридически признавать результаты неформального и неофициального обучения, в том числе на производстве [24; 25].

            При принятом в нашей стране подходе квалификационные требования вытекают из параметров профстандартов, в том числе из отраженных в них необходимых умений и знаний, которые, в свою очередь, на законодательном уровне являются основой формирования требований ФГОС профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции.[20]

            Естественно, это не означает буквального и автоматического переноса всех параметров профстандартов во ФГОС и образовательные программы. Именно поэтому здесь должна иметь и имеет место активная совместная работа представителей сфер труда и профессионального образования. В методических рекомендациях Минобрнауки России[21] подчеркивается необходимость  взаимодействия работников системы образования, в том числе на уровне учебно-методических (или иных аналогичных) объединений, с представителями работодателей, в том числе (добавим мы) на уровне советов по профессиональным квалификациям, которых сейчас создано уже 17. При таком подходе профстандарт становится прогнозным документом, способствует большей гармонизации сфер труда и профессионального образования с учетом целей каждой из них, особенностей квалификаций выпускника и работника. В частности, набор необходимых знаний в профстандартах носит как локальный характер, требуемый для выполнения конкретных трудовых действий и функций, так и является более широким, опережающим, по отношению к соответствующей профессиональной деятельности в рамках всего профессионального поля.

Уровни квалификации

Под термином «уровень» в рассматриваемом нами аспекте обычно понимаются степень, характеризующую качество, величину различия чего-либо,[22] а также степень величины, развития, значимости чего-нибудь.[23] Уровень квалификации является неоднозначным понятием, содержание которого различно в зависимости от целей его применения [26].

Так, уровень квалификации работника характеризует степень его профессиональной обученности (подготовленности), наличие знаний, умений, компетенций, необходимых для осуществления определенного вида деятельности.[24] В Трудовом кодексе РФ (ст.143. Тарифные системы оплаты труда) употребляются понятия уровня квалификации работника (применительно к тарифному разряду) и уровня профессиональной подготовки работника (применительно к квалификационным разрядам).[25] Для нашего исследования существенный интерес представляет трактовка уровней квалификации, связанная с профессиональными стандартами.

Комплексным планом мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 годы[26] предусмотрено совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей разработку профессиональных стандартов и их применение. В состав этой базы входят Уровни квалификации в целях разработки профессиональных стандартов,[27] имеющие направленность на сферу труда. (По нашему мнению, логичнее было бы называть их во избежание определенной путаницы не уровнями квалификации, а квалификационными уровнями, что имело место ранее.[28])

Указанные уровни в нашей стране отождествляются в настоящее время с национальной рамкой квалификаций (НРК), которая представляет собой системное и структуированное по уровням описание признаваемых квалификаций, используемое, в том числе, в качестве инструмента сопряжения сфер труда и профессионального образования. В принципе, НРК, как комплексные системы, спроектированные для достижения конкретных экономических, социальных и политических целей, могут сильно различаться в различных странах в деталях, структуре и заложенных в них подходах [5; 19]. В любом случае рамка квалификаций (у нас – уровни квалификаций) определяет отношения между включенными в нее квалификациями посредством выделения уровня каждой из них независимо от ее целевой направленности (образование, труд или интегрированная система).

Девять уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов[29] раскрываются через дескрипторы (показатели), которые являются обобщенными описанием совокупности требований к полномочиям и ответственности, характеру умений и знаний, требующихся работнику в профессиональной деятельности, а также через основные пути достижения квалификации каждого уровня. Это описание направлено также и на более четкое понимание обобщенных требований к результатам профессионального образования и обучения. Названные уровни квалификации являются комплексной характеристикой сложности, наукоемкости профессиональной деятельности, широты полномочий и ответственности работника при ее выполнения, результатом ранжирования квалификаций на основе совокупности сходных показателей.

Показатель «Полномочия и ответственность» должен определяться степенью самостоятельности профессиональной деятельности, ее масштабом, социальными, экологическими, экономическими и другими последствиями, а также полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства. Нам представляется, что этот показатель, включающий в себя в вышеназванном документе в зависимости от уровня квалификации либо индивидуальную ответственность, либо ответственность за решение поставленных задач, за результат деятельности группы работников подразделения, организации, крупной организации, отрасли, на национальном или международном уровнях, может быть дополнен (хотя бы на высших, восьмом и девятом, уровнях) параметром ответственности за последствия принимаемых решений.

Показатель «Характер умений» (сложность деятельности) определяет требования к умениям в зависимости от таких особенностей профессиональной деятельности, как множественность (вариативность) способов решения профессиональных задач, необходимость выбора или разработки этих способов, степень неопределенности рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития. Показатель «Характер знаний» (наукоемкость деятельности) определяет требования к знаниям, необходимым в профессиональной деятельности, зависит от класса решаемых задач, объема и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний) [27].

Квалификация всегда является, как отмечалось, результатом освоения определенной образовательной программы и/или практического опыта. Основные пути достижения уровня квалификации представляют типичные для современной России образовательные траектории, ведущие к определенной квалификации. Практический опыт может быть получен как в процессе освоения различных образовательных программ, так и в процессе трудовой и жизненной деятельности человека.

Под опытом понимается совокупность практики применения умений и знаний в деятельности. Особую часть опыта представляет сам процесс, способ деятельности; воспроизвести его можно только в самой деятельности [28]. Опыт, повторим, входит в структуру квалификации работника, является одним из основных путей достижения ее уровня и отражается в профессиональных стандартах в виде требований к опыту практической работы.

При этом если в профстандарте указаны две траектории образования, то желательно указывать, для какой из них опыт нужен, для какой возможно нет, а также либо любой опыт, либо опыт в конкретной сфере деятельности. Так, в утвержденном профстандарте «Специалист по банковскому делу» для реализации обобщенной трудовой функции «Выполнение операций по обеспечению функционирования кредитной организации» (6 уровень квалификации) требуется высшее образования – бакалавриат и не менее одного года работы в сфере банковского обслуживания. При наличии же высшего образования – магистратуры или специалитета – опыт не требуется. Другой пример. В утвержденном профстандарте «Бухгалтер» для реализации обобщенной трудовой функции «Составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта» (6 уровень квалификации) требуется высшее или среднее профессиональное образование, дополнительные профессиональные программы. При этом требования к опыту практической работы таковы: не менее пяти лет из последних семи календарных лет работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью; при наличии высшего образования – не менее трех лет из последних пяти календарных лет.[30] В ряде же профстандартов такая градация в части опыта работы отсутствует, что может вызвать определенные затруднения их применения.

Будучи обобщенным описанием, рассматриваемые уровни квалификаций нацелены на обеспечение межотраслевой сопоставимости квалификаций. В то же время единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфика различных видов профессиональной деятельности, выявленной на основе структурно-функционального анализа. Это может быть осуществлено с помощью рамок квалификаций областей профессиональной деятельности (отраслевых рамок квалификаций – ОРК). Этот вопрос сейчас также активно прорабатывается. Приведем один из подходов.

Под отраслевой рамкой квалификации понимается документ, обеспечивающий определение и систематизацию перечня профессиональных квалификаций, относящихся к конкретной области профессиональной деятельности, и формирование характеристики профессиональных квалификаций (профессионального(ых) стандарта(ов)) в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности. Предлагаемый макет ОРК состоит из трех разделов: реестр профессиональных квалификаций области профессиональной деятельности; профессионально-квалификационная структура области профессиональной деятельности; описание уровней (подуровней) профессиональной квалификации. Каждый из разделов детально структурирован. Разработку и ведение ОРК целесообразно осуществлять советам по профессиональным квалификациям в соответствующей области профессиональной деятельности под общей эгидой Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

Заключение

На основе изложенного материала приведем следующие основные выводы.

Изменяющиеся потребности общественной практики вызывают необходимость в улучшении адаптации квалификаций и их уровней, как сложных объектов, через


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER

Конференция «Территория финансовой безопасности» - 03.10.2019