Стр. 78 - ProfFin_2017_02-1

Упрощенная HTML-версия

С одной стороны, ЕГЭ – хороший инстру-
мент, позволивший вузам освободиться от кор-
рупции. Но в то же время эта система отвадила
школьника от фундаментальности образования.
Плюс наступила эра интернета. Студент, кото-
рый владеет гаджетом, решил, что ему незачем
глубоко изучать классику, математику, иные на-
уки. Он начал ориентироваться на «клавишные
знания». Зачем что‑то учить, если это можно
найти в Википедии или в другом источнике?
Но это – временные знания. Как только он за-
крыл гаджет – знания исчезнут. Останется без
гаджета – ничего не сможет.
Меня смущают выступления некоторых на-
ших руководителей, в том числе – крупнейших
финансовых, банковских структур, которые
упорно настаивают, что школьникам ни к чему
глубокие знания. Китайским, финским и иным
нужны, а нашим – не нужны. Как‑то странно.
Не хочется встречаться с выпускниками школ,
обладающих «навыками и компетенциями» без
хороших знаний.
– Удобные клерки нужны…
– Да, посади его за рабочее место, где он
должен делать – в команде или один – какой‑то
набор действий. Но это – та самая серая масса,
в которую мы хотим превратить выпускника.
В моем понимании, человек, не обладающий
глубокими знаниями, культурой – не есть нор-
мальный выпускник. Зачем вузы – будем в тех-
никумах работников готовить. Грамотных, но
по‑настоящему не образованных, «способных
включиться в технологическую революцию».
Правда, непонятно, как.
– Императору Юлиану Августу как‑то
принесли проект указа о всеобщем обра-
зовании в Риме. И он написал гениальную
резолюцию: «Государство не сможет обеспе-
чить всеобщее образование, оно способно
обеспечить только всеобщую грамотность.
А грамотный, но необразованный человек
опасен для общества»…
– Да. И даже очень опасен! Когда студенты
начинают вдруг на лекции задавать профессору
вопрос: «Вы ошиблись, в Википедии написано
так…» – это уже вызывает не гордость, а жалость.
Потому что он решил: подсмотрев, что написано
в Википедии, он знает больше, чем профессор.
Очень много разговоров о том, что через
15–20 лет не будет классических университетов,
все образование перейдет на дистанционное,
будет идти онлайн из отдельных центров. Это
очень глубокая и колоссальная ошибка. Уни-
верситет – это не только место приобретения
навыков и умений. Это ячейка, где формируется
человек как личность. В свое время реформато-
ры образования категорически отрицали роль
воспитания в вузе. И это была большая ошибка.
Нельзя забывать о социальной роли универси-
тетов. А без этого никак не получится.
Вторая задача университета – работа уче-
ника и учителя, работа совместная. Вот вы
вспомнили античность – уже тогда это хорошо
понимали. Ни одно общество не может обойтись
без формирования личности ученика учителем.
Недостаточно передавать знания с трибуны
или экрана – необходима совместная работа
с учеником. Я ругаю сегодня своих профессоров
не потому, что они не дают знания, а потому что
перестают общаться с учениками. Профессор,
у которого нет 5‑6‑10 учеников, не может назы-
ваться учителем. Ученики должны продолжать
его дело. И задача университетов – создавать
такую систему, которая бы позволяла наладить
эту поколенческую связь. Иначе наступит тот
момент, который один американец назвал «Ко-
нец истории».
– В связи с этим – личный вопрос.
На ваш взгляд, почему советское образова-
ние – как вузовское, так и школьное – было
таким качественным? Лично у меня ощу-
щение, что чем больше проходит лет, тем
яснее становится, насколько качественной
была советская система образования. Вы
упомянули о Болонской системе, а не воз-
никает ощущение жалости, что сменили
прежнюю систему образования?
– Не только у вас появляется такая мысль, но
и у многих здравомыслящих людей. Вот и ректор
МГУ имени М.В. Ломоносова, академик Виктор
Садовничий недавно заявил, что мы поторопи-
Вторая задача университета –
работа ученика и учителя,
работа совместная.
78
ПРОФЕССИОНАЛ • ФИНАНСЫ • №2, сентябрь 2017