Стр. 77 - ProfFin_2017_02-1

Упрощенная HTML-версия

мер. Можно направить работника на повышение
квалификации в стороннюю организацию.
– Вы как‑то на научной конференции
МАОФЭО отметили, что вузовское образо-
вание не должно быть подчинено профес-
сиональному стандарту, поскольку стандарт
будет жить 3–5 лет, а базовое образование
дается на полвека. Эту мысль потом ци-
тировали на мероприятиях. Все верно, но
как тут быть? Как впрячь «в одну упряжку
коня и трепетную лань» – удовлетворить
и конъюнктуре рынка, и интересам более
глобальным?
– Да, и это важно не упускать из виду.
Несомненно, в современном быстроменяю-
щемся мире нам, высшей школе, приходится
отвечать на многочисленные вызовы времени.
Одной из острейших проблем системы россий-
ского высшего образования является переход
от «знаниевого» к практикоориентированному,
«деятельностному» подходу. Но базис фундамен-
тального образования не должен быть утерян.
– Вы принципиально отстаиваете чи-
стоту фундаментального образования. Но
при этом, знаю, вы горячий поклонник си-
стемы, когда корпорация, заинтересованная
в выпускниках, приходит в вуз и начинает
совместно действовать?
– Вот это – да. Я – за, поэтому у нас до-
статочно большое количество так называемых
«базовых кафедр» и большое количество прак-
тикующих специалистов, которые работают как
в системе общего образования (я имею в виду
бакалавриат и магистратуру), так и в аспиран-
туре, в программах повышения квалификации,
в МВА-программах и т.д.
У нас есть кафедры крупных аудиторских
и консалтинговых компаний, страховщиков,
банков, промышленных предприятий, ФАНО,
Федеральной антимонопольной службы. Я за со-
вместную деятельность с работодателем.
– Работодатель доволен уровнем под-
готовки выпускников, которые проходят
через эти кафедры?
– Удовлетворенность работодателей я
определяю количеством выпускников, которые
трудоустраиваются сразу после окончания вуза.
С недавних пор Министерство образования
проводит такой мониторинг через Пенсионный
фонд. Сейчас этим будет заниматься налоговая
служба, поскольку социальные выплаты будут
проходить через налоговую.
По статистике прошлого года, у нас 85%
выпускников сразу по окончании университета
приступили к работе. Остается 15%. Где они?
Кто‑то выходит замуж, рожает детей – и это
замечательно. Часть – продолжают образова-
ние за рубежом. И немногие отложили нача-
ло своей деятельности из‑за разных причин
на чуть более поздний срок, например – ушли
служить в армию, поступили в магистратуру,
кто‑то не трудоустроился. 85% трудоустроенных
выпускников – это высокий показатель, один
из высших показателей трудоустройства в рос-
сийской высшей школе. И абсолютное большин-
ство из них трудоустроились по специальности.
– В последние десятилетия очень часто
констатировалось: работодатели все более
и более недовольны уровнем выпускников
вузов и вынуждены расширять системы
корпоративного обучения. Есть знамени-
тая фраза: «Забудьте все, чему вас учили
в вузе»… Возможные пути решения этой
проблемы и вообще насколько она глубока?
И не виной ли тут пресловутый ЕГЭ? Кстати,
ведь вузы тоже все больше и больше недо-
вольны уровнем выпускников школ? «Про-
блема ЕГЭ» – она реальна или распиарена?
– Проблема тут не в ЕГЭ, хотя о ЕГЭ тоже
нужно поговорить… Тут проблема перехода
на Болонскую систему, не предусматривающую
специализацию на уровне бакалавриата. Вот
о чем идет речь. А что касается ЕГЭ, тут другое.
ЕГЭ – это инструмент, который ограничил буду-
щего специалиста узким мышлением, гаданием
и «клавишными знаниями».
Мы готовим специалиста для
работы в банковской сфере
с широкими знаниями, а вот
доводить его до рабочего
места – это задача
работодателя.
77
Интервью