Стр. 76 - ProfFin_2017_02-1

Упрощенная HTML-версия

– Я скажу больше. Много лет назад я за-
щищал кандидатскую диссертацию по произ-
водительности труда. И уже тогда наблюдали
резкое отставание производительности труда
в СССР от производительности труда в разви-
тых капиталистических государствах. Такая же
ситуация и сейчас. Безусловно, большое значе-
ние имеет качество человеческого капитала,
но немаловажны инструменты, которые он
использует. Важно активное внедрение новых
технологий. Сомневаюсь, что просто исполь-
зование профстандартов в учебном процессе,
в отрыве от технологической базы, приведёт
к резкому росту производительности труда. Тут
надо глубоко продумать ситуацию, используя
опыт успешных иностранных компаний.
Да, политическая воля есть, и это замеча-
тельно, но нужны механизмы. И хочу подчер-
кнуть: как бы не потерять значение диплома
о высшем образовании. Нельзя всё сводить
к простому приобретению неких навыков
профессиональной деятельности. Профессио-
нальные стандарты пригодны, когда человек
уже поработал, получил навыки и определился
с сегментом рынка, в котором хочет работать.
– Вы упомянули учебные центры
при крупных компаниях. На них часто
ссылаются как на систему промежуточной
стадии между вузом и рабочим местом. Все-
возможные корпоративные университеты,
созданные при компаниях… Но это – удел
очень крупного бизнеса. Получается, что
малый и средний бизнес априори будет
отставать в уровне подготовленности со-
трудников?
– Поймите, ну не может вуз готовить спе-
циалиста по размеру сапога работодателя. И
не должен. Мы даем выпускнику знания, по-
зволяющие освоить любое рабочее место. На-
пример, банк – огромная структура: в ней есть
кредитные направления, есть инвестиционные,
есть рисковые и т.д. Мы готовим специалиста
для работы в банковской сфере с широкими
знаниями, а вот доводить его до рабочего ме-
ста – это задача работодателя.
Что касается малых и средних предприятий,
которые не могут себе позволить иметь корпо-
ративные университеты и учебные центры. Есть
много других способов, вполне посильных мало-
му и среднему бизнесу. Наставничество, напри-
76
ПРОФЕССИОНАЛ • ФИНАНСЫ • №2, сентябрь 2017