Стр. 75 - ProfFin_2017_02-1

Упрощенная HTML-версия

– Как вы оцениваете идею создания на-
циональной системы профессиональных
квалификаций? Ее потенциальные плюсы?
Риски?
– В целом отношусь положительно, хотя
беспокоюсь по поводу проблем, которые могут
возникнуть как у вуза, так и у его выпускников.
Новый закон «Об образовании» убрал поня-
тие «профессиональное» в высшем образова-
нии, а сегодня мы фактически возвращаемся
к профессиональной подготовке в рамках вуза.
Предполагается, если я правильно понимаю
основную идею, что выпускник вуза должен по-
сле окончания учебного заведения еще пройти
квалификационный экзамен и этот экзамен
определяет, годен он или не годен к работе
по специальности. То есть возникает риск, что
мы сводим получение диплома о высшем об-
разовании к простой формальности. На Западе
такая система есть, но она совсем по‑другому
выстроена. Прежде, чем пройти квалификацион-
ный экзамен, выпускник принимается на работу.
До начала профессиональной деятельности
он проходит подготовку в учебных центрах
компании-работодателя. В России у многих
крупных компаний есть свои учебные центры,
где выпускника вуза доводят до рабочего ме-
ста. Мы, вузы, не можем готовить выпускника,
годного к любой профессиональной деятель-
ности на любом рабочем месте. Мы готовим
специалистов широкого профиля, тем более, что
бакалавр – это не специалист, в том понимании,
которое мы знали раньше, когда выпускали
с конкретными специализациями. Степень ба-
калавра не предусматривает профессиональной
подготовки, а мы же хотим, чтобы выпускник,
закончив университет, обладал не только ши-
рокими знаниями, но и конкретными профес-
сиональными навыками…
Возвращаясь к опыту западных стран, ска-
жу, что выпускники сдают экзамены на про-
фпригодность спустя год, а чаще всего – два
года после начала практической деятельности,
когда они уже накапливают не только теорети-
ческие знания, но и практический опыт. И они
действительно сдают жесткий экзамен на по-
лучение профессионального сертификата. Если
мы так понимаем систему профессиональных
квалификаций – то с этим я согласен. Но боюсь,
что наши горячие головы начнут требовать по-
лучения профессионального сертификата еще
до поступления на работу.
Кроме того, исследования показывают, что
молодой человек в течение десяти лет после вы-
пуска из вуза не раз меняет работу. А мы хотим,
чтобы он сразу после стал специалистом, услов-
но говоря, по какому‑то участку финансового
рынка. Но ведь через два года он, может быть,
перейдет в другую сферу, еще через два – в тре-
тью. И сложно себе представить, что мы каждый
раз будем заставлять этого молодого человека
сдавать экзамен на профессиональный серти-
фикат. Это практически нереально.
– Эта идея была политической волей
и понятно, что структуры власти и управ-
ления начали ее воплощать – по роду дея-
тельности они обязаны это делать. А с точки
зрения высшей школы – насколько эта идея
вообще для России актуальна? Особенно ес-
ли учесть, что с производительностью труда
у нас большие проблемы? В самые «жирные
годы», в основном – благодаря сырьевой
конъюнктуре, экономические показатели
страны были неплохие, но производитель-
ность труда принципиально отставала
от этого роста…
Ректор Финансового университета при Правительстве Российской Феде-
рации, член СПКФР Михаил Эскиндаров – о профессиональных стандартах,
«усеченной» болонской системе, перспективах финансового образования
в России и подготовке «серой массы».
Возникает риск, что мы
сводим получение диплома
о высшем образовании
к простой формальности.
75
Интервью