Стр. 44 - ProfFin_2017_02-1

Упрощенная HTML-версия

объеме и нормативная правовая база, и ин-
фраструктура создания и применения. Под
эгидой Национального совета при Президенте
Российской Федерации по профессиональным
квалификациям функционируют почти трид-
цать отраслевых советов. Ими созданы десятки
экспертных тематических комиссий, центров
независимой оценки квалификаций, система
экспертов профессионально-общественной
аккредитации образовательных программ.
Создаваемая в Российской Федерации
система профессиональных квалификаций
отвечает современным мировым представле-
ниям о структурировании профессиональных
компетенций и квалификационных требова-
ний, предъявляемых к работникам различных
отраслей экономики. Она предусматривает
дифференцированный подход к трудовым
ресурсам и учитывает разнообразные по-
требности рынка труда.
В основу перехода Российской Федерации
к профессиональным стандартам положены
следующие принципы:
1) учет возросших требований к адаптив-
ности и профессиональным компетенциям
работников;
2) измеряемость указываемых в стандарте
требований к выполнению трудовых функций;
3) представление в стандарте основных
трудовых функций по видам экономической
деятельности (областям профессиональной
деятельности);
4) вертикальная интеграция всех квали-
фикационных уровней в виде экономической
деятельности (области профессиональной дея-
тельности);
5) восприятие лучшей практики, опыта
успешных компаний, являющихся лидерами
в отрасли и ориентированных на будущее.
Одним из основных преимуществ новой
системы профессиональных стандартов явля-
ется унифицированный подход к профессио-
нальным компетенциям и трудовой функции,
поскольку стандарты разработаны на основе
единых уровней квалификации, утвержденных
приказом Минтруда России от 12.04.2013 «Об
утверждении уровней квалификации в целях
разработки проектов профессиональных стан-
дартов». Это позволяет работодателю строить
понятную и прозрачную кадровую политику
в части требований и обоснованных предпочте-
ний к качественному и количественному составу
трудовых ресурсов организации. Одновременно,
такой подход защищает работника, гаранти-
руя ему единообразные требования к работе
при переходе из одной организации в другую.
В профессиональном стандарте под квали-
фикационным уровнем понимается совокуп-
ность требований к компетенциям работников,
дифференцируемых по параметрам сложности,
нестандартности трудовых действий, ответ-
ственности и самостоятельности.
С введением профессиональных стандартов
работодатель впервые получает конкретный ин-
струмент оценки уровня квалификации при прие-
ме и/или переводе работника на ту или инуюрабо-
ту илидолжность, поскольку в профессиональных
стандартах содержание трудовой функции четко
дифференцированно в зависимости оттребований
к уровню квалификации.
Еще одним аспектом применения профес-
сиональных стандартов является нивелирование
разрыва между потребностями рынка труда
и качеством профессионального образования
и профессионального обучения, который вы-
нуждает работодателей вкладывать значи-
тельные временные, финансовые и трудовые
ресурсы в адаптацию молодого работника, его
доучивание на рабочем месте. Ситуацию усу-
губляет дефицит рабочей силы вообще и под-
готовленных кадров, в частности.
Одновременно, со вступлением в силу с 1
сентября 2013 г. нового Закона об образовании
в Российской Федерации изменилось и содер-
жание высшего профессионального образо-
вания. Уже в 2014 году на рынок труда вышли
специалисты с высшим профессиональным
образованием пяти разных уровней подготовки:
прикладные бакалавры (2,5–3 года обучения),
академические бакалавры (4 года обучения),
специалисты (5 лет обучения), магистры (6 лет
обучения) и специалисты высшей квалификации
(8–10 лет обучения).
В сложившихся условиях работодателям не-
обходимо четкое соотношение трудовых функ-
ций и уровней профессионального образования.
Для этого при разработке профессиональных
стандартов проводится:
44
ПРОФЕССИОНАЛ • ФИНАНСЫ • №2, сентябрь 2017