Стр. 43 - ProfFin_2017_02-1

Упрощенная HTML-версия

Н
еобходимость перехода от формали-
зованного закрепления содержания
трудовой функции в квалификаци-
онных справочниках, унаследован-
ного Российской Федерацией от Советского со-
юза, к новым современным формам управления
и развития профессиональных квалификаций
выявилась еще в 90‑е годы. Тогда, в условиях
появления новых экономических отношений
и новых видов производств, узкие рамки ква-
лификационных справочников стали тесны
и работодателю, и работнику. Как, например,
должен был называться рабочий на стройке
монолитного жилья, если по технологии он вы-
полняет часть работы бетонщика, а часть рабо-
ты – арматурщика, а часть трудовых функций
новой на тот момент технологии строительства
просто не была описана?
Выбор системы стандартизации профес-
сиональных компетенций был обусловлен
интенсивной интеграцией России в мировое
экономическое сообщество, процессами ро-
ста миграции, стремительным изменением
технологий и усиливающейся конкуренцией,
а также поставленной перед страной задачей
создания в кратчайший период инновацион-
ной развивающейся экономики, базирующейся
на высококвалифицированном мотивированном
труде, модернизации имеющихся и создании
новых рабочих мест, соответствующих самым
высоким мировым требованиям.
В заданной сегодня парадигме экономи-
ческого и социального развития российского
государства квалификационные справочники
как инструмент управления содержанием труда
исчерпали свои возможности. Динамично раз-
вивающаяся экономика не должна использовать
статичный управленческий инструментарий.
Обновление действующих квалификацион-
ных справочников носит отстающий характер
по отношению к темпам изменений номенкла-
туры работ, профессий и должностей, связанных
с появлением новых видов экономической дея-
тельности и отраслей научных знаний.
Применяемые сегодня квалификацион-
ные справочники имеют ярко выраженную от-
раслевую ориентированность, не позволяют
учитывать межотраслевые пересечения видов
деятельности, трудовых функций, наименова-
ний профессий и должностей.
Разработка профессиональных стандартов
в целях реформирования системы профессио-
нальных квалификаций в настоящее время
относится к приоритетным государственным
задачам. Она была начата в соответствии с Ука-
зом Президента Российской Федерации от 7 мая
2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики» в целях
дальнейшего совершенствования государствен-
ной социальной политики.
Профессиональный стандарт, как основа
новой системы профессиональных квалифика-
ций, представляет собой документ, содержащий
в соответствии со статьей 195.1 Трудового ко-
декса Российской Федерации характеристику
профессиональных навыков, опыта, умений
и знаний, необходимых для осуществления
определенного вида профессиональной деятель-
ности, описывающих в соответствии с макетом
содержание конкретных трудовых функций,
ранжированных по уровням квалификации
в зависимости от сложности и ответственности
выполняемой работы, в соответствии с которой
работнику устанавливается трудовая функция.
Для разработки профессиональных стандар-
тов в Российской Федерации создана в полном
Корякина Юлия Сергеевна
Начальник Управления кадровой политики ПФР, член Комиссии по профессио-
нальным квалификациям видов социального страхования, эксперт по проведению
профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в
области экономики, управления и финансов Совета по профессиональным квали-
фикациям финансового рынка РСПП, руководитель программы «Еxecutive master in
human resource management «Организационно-правовая архитектура управления
человеческими ресурсами» Высшей школы юриспруденции НИУ ВШЭ.
43
Акцент