Стр. 56 - ProfFin_2017_01-1

Упрощенная HTML-версия

появляются предложения – давайте под них
введем в системе высшего образования новые
направления подготовки студентов, внесем
изменения в нормативную базу, разработаем
для них новые ФГОС. При этом вузу придется
заново проходить процедуры лицензирования
и аккредитации. На это нужно время и деньги, –
заметил Жидков.
Смысл в «локализации» каждого отдельного
образовательного направления, как заметила
Елена Зима
, проректор по учебной работе Но-
восибирского государственного университета
архитектуры, дизайна и искусств, есть в тех слу-
чаях, когда вузу нужно четко позиционировать
своих выпускников. «Если вуз хочет задать свое-
му выпускнику карьерную траекторию, то он
может, сделав соответствующую запись в при-
ложении к диплому, конкретизировать, какая
у него квалификация, на какие рабочие места
он может пойти; например, для того, чтобы
стать преподавателем по конкретным финан-
совым или экономическим предметам в вузе
или школе», – привела пример Елена Зима. Она
напомнила, что с 1 июля 2016 года кадровые
службы вузов, а также государственных и му-
ниципальных структур и компаний, согласно
ФЗ-122 «О внесении изменений в Трудовой
кодекс РФ и в закон «Об образовании….», обя-
заны принимать персонал на основе требований
профессиональных стандартов. «При этом из-
лишняя детализация информации о полученной
профессии в тех случаях, когда этого не требует
закон, может создать точки дополнительной
напряженности при трудоустройстве наших
выпускников», – предостерегла она коллег.
Екатерина Каменева
, председатель сек-
ции по финансам ФУМО «Экономика и управле-
ние», проректор по магистратуре и аспирантуре
Финансового университета при Правительстве
РФ, также отметила, что ФЗ-122, принятый в мае
прошлого года, стал более жестко регламентиро-
вать зависимость федеральных государственных
образовательных стандартов от профессио-
нальных стандартов (ПС). Теперь ФГОС должны
разрабатываться «на основе» профессиональных
стандартов, а не с их «учетом», как формулиро-
валось в прежних редакциях законодательных
актов.
Как заметила Елена Зима, проблема в том,
что на гармонизацию ФГОС с профессиональны-
ми стандартами законодатель отвел всего один
год: «Я не знаю, почему датой завершения такой
огромной работы назвали 1 июля 2017 года. Нам
дали всего год с момента вступления в силу
профессиональных стандартов, которые к тому
же далеко не совершенны. Почему не подумали
о том, что национальная система профессио-
нальной квалификации еще не сформирована?».
При этом она заметила, что в условиях очень
строгого отношения со стороны Рособрнадзо-
ра к несоблюдению новых норм закона, могут
пострадать многие вузы, которые не успеют
актуализировать свои образовательные про-
граммы. «Никто не подумал, как это может
ударить по системе высшего образования», –
резюмировала Елена Зима.
56
ПРОФЕССИОНАЛ • ФИНАНСЫ • №1, март 2017