Стр. 37 - ProfFin_2017_01-1

Упрощенная HTML-версия

на указание президента не усиливать налоговую
нагрузку. Да, не усиливают. Но пошли другим
путем – тарифные изменения, неналоговые
платежи, что очень сильно изменило общую
инвестиционную картину в стране. В не лучшую
сторону, я бы сказал. Конечно, налоги очень
важны. Мы говорили, что страховые взносы
очень давят на работодателей. Но, тем не ме-
нее, мы исходим из того, что если даже будет
происходить снижение социальных страховых
выплат, то понятно, что правительство будет
искать ресурс для наполнения бюджета за счет
других каких‑то источников. Например, за счет
НДС. Необходим компромисс, который нужно
будет искать бизнесу и власти.
Важная и бюджетная политика. Мы должны
понимать бюджетные возможности, государ-
ственные программы, в которых есть место
и бизнеса. Важно понимать политику поддержки
тех или иных отраслей, развитие инструментов
гарантий государства. Это все – бюджетная про-
блематика.
Ну, и третья составляющая – денежно-
кредитная политика. Она должна находиться
в единстве с правительственной социально-
экономической политикой. И тут важна клю-
чевая ставка. Мы должны понимать, что она
будет снижаться при всех проблемах, для того,
чтобы удешевлять ресурсы. Когда мы говорим
о денежно-кредитной политике, главное – это
дороговизна денег. Она снижается немного, вот
ипотека немного снизилась. Но, тем не менее,
цена денег в России очень высокая. Нужно уде-
шевлять ресурс, доступность кредитного ресурса
обеспечивать. Но происходит пока, к сожалению,
не так, как нам всем хотелось бы. Конечно, если
брать крупный бизнес, то он больших проблем
и не испытывает, в общем‑то. А вот для мало-
го и среднего бизнеса дороговизна или недо-
ступность кредитного ресурса критична. Мне
кажется, что это совершенно неверный курс. Это
грубо нарушает конкурентную среду и, самое
главное, от этого будет страдать малый уровень
предпринимательства. Это тупиковый путь. Для
всех должны создаваться равные совершенно,
конкурентные условия. И выигрывать должны
и бизнес, и банки на конкурсной основе, то есть
за счет предоставления более качественных
услуг. А сейчас ведомства увлечены создани-
ем многочисленных отраслевых списков – кто
«системообразующий», а кто нет…
– Когда мы говорим о налогах, то всегда
имеется ввиду такой посыл: снизьте налоги,
зато выиграете за счет большего числа участ-
ников рынка. А вы говорите. Что снижение
одного налога должно компенсироваться
другим. Это значит, что подсознательно
власть не верит, что в России станет боль-
ше бизнеса, больше производства, больше
субъектов экономики и т.д.?
– Снижения налогов не будет. Это очевид-
но. Где‑то снизится, где‑то увеличится. Конечно,
бизнес больше беспокоит пресс прямых налогов.
Но, если брать в целом, сравнивать, яе думаю,
что у нас самый большой пресс налогов. Дело
даже не в этом. Дело в стабильности… Вот г-н
Ткачев заявил, что укрепление рубля – плохой
сигнал для экспортеров. Он говорил о сель-
хозпроизводителях. Мне кажется, так нельзя
говорить. Да, экспортерам похуже, импортерам
получше, населению получше. А уж выезжаю-
щим за рубеж туристам– вообще хорошо. Нельзя
оценивать, что для всей экономики это «хуже»
или «лучше». Когда рубль девальвируется, тут
вообще все в панике. Казалось бы, для экспорте-
ров это хорошо, но все ж кричим. Укрепляется –
опять плохо. Так где золотая середина? А золотая
середина – в очевидных сигналах. Устойчивость,
прогнозируемость и стабильность валюты. Вот
что нужно бизнесу.
– Александр Васильевич, скоро три го-
да, как вы возглавляете Совет по профес-
сиональным квалификациям финансового
рынка. В каком состоянии сейчас работа
по подготовке профессиональных стандар-
тов рынка?
– Значительная работа проводится СПКФР
с 2014 года и сегодня можно уже констатировать:
совет по профессиональным квалификациям
финансового рынка состоялся. Деятельность его
Президент дал поручение
правительству активнее
взаимодействовать
с деловыми сообществами.
37
Интервью