Стр. 67 - ProfFin_2017_01-1

Упрощенная HTML-версия

– Что вы понимаете под управлением
образовательными программами?
– Во-первых, необходимо отметить, что
статья 2 закона 273‑ФЗ «Об образовании в Рос-
сийской Федерации» определяет, что такое
«образовательная программа» – это комплекс
основных характеристик образования (объ-
ем, содержание, планируемые результаты),
организационно-педагогических условий, форм
аттестации, который представлен в виде учебно-
го плана, календарного учебного графика, рабо-
чих программ дисциплин (модулей), иных ком-
понентов, а также оценочных и методических
материалов. Это, скажем так, «документальное»
представление образовательной программы.
Фактически, образовательная програм-
ма – это квинтэссенция будущего специалиста,
который в скором времени придет на рынок
труда. И, с этих позиций, образовательная про-
грамма – это:
„
„
наши студенты, их знания, ожидания,
уровень сформированности компетенций
и удовлетворенность учебным процессом;
„
„
наши преподаватели, с их квалификацией,
подходами и интересами;
„
„
место обучения студента и работы препо-
давателя – комфортное, теплое, удобное,
со всем необходимым для качественного
учебного процесса;
„
„
административный ресурс и партнеры-
работодатели, с их участием в совершен-
ствовании образовательного процесса;
„
„
и, в конечном итоге – это результат – ка-
чественный и востребованный на рынке
труда выпускник.
А теперь, представьте…в Финансовом уни-
верситете только на очной форме обучения
порядка 40 образовательных программ бака-
лавриата, 60 – магистратуры, 18 – аспирантуры;
3 500 дисциплин, более 12 000 обучающихся
(только по Москве), около 3 000 преподавате-
лей….
Таким образом, можно сказать, что управ-
лять образовательными программами – это
делать так, чтобы в вузе все реализующиеся
программы были востребованы, популярны,
конкурентоспособны, доступны…то есть – вы-
сокого качества.
В Финансовом университете имплементи-
рован Стандарт гарантии качества образования
на основе европейского стандарта ENQA. Ка-
чество образовательной программы как инте-
гральная характеристика включает внутреннюю
оценку и внешнюю оценку. Если мы говорим
о внутренней оценке, у нас установлены кри-
терии качества, достижение которых обяза-
тельно для образовательной программы (пока
данный подход апробирован на магистерских
программах): проходной балл на программу,
конкурс на программу, количество «платных»
студентов, удовлетворенность обучающихся и их
миграция с программы на программу. Внешняя
независимая оценка качества образовательных
программ предполагает наличие у программы
солидных российских партнеров, международ-
ного взаимодействия, международной и/или
профессионально-общественной аккредитации,
сетевого взаимодействия.
На основе вышеперечисленных показате-
лей мы принимаем решения об увеличении или
уменьшении бюджетных мест на программу,
о форсированном развитии программы или
приостановлении приема на следующий учеб-
ный год (ее ликвидации). Ежегодная оценка об-
разовательных программ через призму системы
показателей качества, безусловно, способствует
принятию обоснованных и эффективных управ-
ленческих решений.
Образовательная программа –
это квинтэссенция будущего
специалиста.
Екатерина Каменева, проректор по магистратуре и аспирантуре
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации рас-
сказала об управлении образовательными программами на основе системы
показателей качества.
67
Интервью