Стр. 68 - ProfFin_2017_01-1

Упрощенная HTML-версия

– На чем необходимо делать акценты,
и существуют ли ограничения, мешающие
эффективному управлению образователь-
ными программами?
– Мир стремительно меняется. Чтобы выс-
шее образование сохраняло свою ценность,
нужно преподавать не только и не столько
факты и набор устоявшихся знаний, а умение
применять знания, теории и принципы, решать
комплексные прикладные задачи (фундамен-
тальная экономическая теория, математика,
эконометрика – обязательно должны сопрово-
ждаться прикладными кейсами и экономиче-
скими задачами).
Развивать проектный подход к обучению,
командную работу, исследовательский подход.
Это влечет за собой и изменение роли препо-
давателя.
Качество преподавания – одна из граней,
составных частей качества образовательных
программ. Пассивное участие в образователь-
ном процессе (лекторство) должно смениться
на активную работу преподавателя в кружках,
командах….
Тем более что в скором времени «гово-
рящие головы» можно будет самостоятельно
посмотреть на любой из многочисленных пло-
щадок открытого онлайн образования. Подоб-
ная смена роли педагога болезненна для всех
участников образовательного процесса – и для
самих преподавателей, и для студентов, и для
руководства университета. Это очень некомфор-
тно, ново, и требует значительных трудозатрат
и переобучения преподавателей. Но это нужно
делать.
– Как часто проводится актуализация
образовательных программ? Какова в этом
процессе роль Совета по профессиональным
квалификациям финансового рынка?
– Актуализация (или обновление) обра-
зовательных программ проводится постоянно
и регулярно, как минимум, раз в год. Это уже
привычные для вузов процедуры, по сути, вклю-
чающие обновление элементов образовательной
программы: совершенствование содержания
дисциплин, оценочных средств, обновление
перечней тематик выпускных квалификацион-
ных работ и курсовых проектов, модернизация
организационно-педагогических условий и т.д.
Сегодня появляется еще один вид актуали-
зации образовательных программ – на основе
профессиональных стандартов. Оценка полноты
и качества такой актуализации можно оценить
через призму профессионально-общественной
аккредитации.
И здесь, если мы говорим об образователь-
ных программах финансово-экономической
сферы, значительную роль играет Ассоциация
участников финансового рынка «Совет по про-
фессиональным квалификациям», которая
определена как аккредитующая организация
и наделена Советом по профессиональным
квалификациям финансового рынка соответ-
ствующими полномочиями и внесена в Феде-
ральный реестр.
Профессионально-общественная аккре-
дитация образовательных программ (ПОА)
является одним из направлений независимой
оценки соответствия образовательных про-
грамм профессиональным стандартам, в част-
ности, и качества образования в Российской
Федерации, в целом. Правовые основы ПОА
определены в ст. 96 Федерального закона от 29
декабря 2012 г.№273‑ФЗ «Об образовании в Рос-
сийской Федерации» – это оценка и признание
высокого качества реализации образовательных
программ и подготовки специалистов на со-
ответствие требованиям профессиональных
стандартов к специалистам и служащим соот-
ветствующего профиля.
Финансовый университет при Правитель-
стве Российской Федерации стал площадкой
по апробации процедуры профессионально-
общественной аккредитации. Результат: на се-
Профессионально-
общественная аккредитация
образовательных программ
(ПОА) является одним
из направлений независимой
оценки соответствия
образовательных программ
профессиональным
стандартам.
68
ПРОФЕССИОНАЛ • ФИНАНСЫ • №1, март 2017