Стр. 15 - ProfFin_2017_01-1

Упрощенная HTML-версия

населения в Российской Федерации» указано,
что справочник профессий может применяться
при обеспечении непрерывной и сбалансиро-
ванной подготовки кадров, в т. ч. опережающей
подготовки. Правовое толкование термина «под-
готовка» дается в Трудовом кодексе Российской
Федерации (ст. 196): «…подготовка работников
(профессиональное образование и обучение)
…». Что же касается термина «опережающая
подготовка», то, поскольку он трактуется далеко
не однозначно, опираясь на проведенные ис-
следования, выделим три подхода.
Во-первых, содержание и характер про-
фессионального образования должны соответ-
ствовать требованиям техники и технологиям,
которые пока еще не существуют, но возмож-
ность внедрения которых уже просматривается.
Данный подход можно определить как преиму-
щественно прогностически-технократический,
направленный на достижение максимума про-
фессиональной активности работника.
Во-вторых, количество работников высоко-
квалифицированного труда должно опережать
существующий спрос экономики в кадрах по-
добной квалификации в целях формирования
образовательно-профессионального потен-
циала, способного «развернуться» в будущем
и при иных условиях. Данный подход – эко-
номически ориентированный, направленный
на максимизацию экономической отдачи про-
фессионального потенциала общества.
В-третьих, развитие все более качествен-
ных профессиональных знаний и умений, ком-
петенций должно происходить в целях повы-
шения стоимости рабочей силы и способностей
работников как человеческого капитала данного
общества, способного давать высокие дивиден-
ды индивидуального и общественного характера
в течение длительного времени. Такой подход
можно определить как преимущественно лич-
ностный, экономически детерминированный [8].
Сегодня, в условиях рыночной экономики,
единичный, конкретный работодатель в боль-
шей мере заинтересован в наличии у работ-
ника компетенций для профессионального
выполнения конкретного (но не обязательно
узкого) вида работ, что предполагает достаточно
узкую профессиональную ориентацию самого
образования. Но наряду с этим в рамках инно-
вационной экономики ускоряющимися темпа-
ми обновляются технологии производства, его
организация. Соответственно, быстро меняется
содержание труда всех категорий работников,
при этом общей тенденцией становятся его воз-
растающая интеллектуализация, инновацион-
ный характер, индивидуальная и коллективная
ответственность работников за результаты своей
деятельности. Эти обстоятельства выдвигают
в первую очередь требования подготовки ра-
ботника более широкого профессионального
профиля, не замыкающегося на узком круге
конкретных видов труда.
Отсюда можно выделить два основных
противоречия. Во-первых, между требования-
ми многих работодателей к профессионально-
специализированной подготовке работника
и необходимостью формирования у обучаемого
достаточно широкого профессионального про-
филя, базирующегося на его личностных свой-
ствах и качествах. Во-вторых, между высоким
уровнем социальной защищенности работника
как высококвалифицированного исполнителя,
но только в данных, сложившихся условиях про-
изводства, и стратегической его защищенностью
как профессионала широкого профиля, способ-
ного к быстрой адаптации в новых условиях
деятельности. Разрешить эти противоречия
можно, лишь выходя на системное решение
проблемы, для чего необходима постоянная
и заинтересованная совместная работа сферы
труда и сферы профессионального образования
в лице субъектов этого взаимодействия [9; 10].
Исходя из этого было подписано Согла-
шение о формировании и поддержке функ-
ционирования системы профессиональных
квалификаций в сфере финансового рынка
Все наименования
квалификаций утверждены
Национальным советом
при Президенте
Российской Федерации
по профессиональным
квалификациям.
15
Акцент