Тел. +7 495 364-36-40, +7 985 364-36-40

A A= A+ Расширенное заседание Интеграционного совета РСПП по взаимодействию с ЕЭК

            29 марта 2017 года в Российском союзе промышленников и предпринимателей прошло расширенное заседание Интеграционного совета РСПП, рассмотревшее взаимодействие ЕЭК с деловым сообществом по вопросам торговой политики и создания сети соглашений о свободной торговле.
            Вёл заседание Председатель Интеграционного совета, Исполнительный вице-президент РСПП А.В.Мурычев. Во вступительном слове он отметил, что РСПП стремиться вести регулярный диалог с ЕЭК, который позволяет обеспечивать деловые круги актуальной информацией о статусе текущих переговорных направлений, о перспективах развития сотрудничества с третьими странами, а также предоставить возможность Комиссии узнавать о потребностях бизнеса в рынках третьих стран и барьерах, с которыми он сталкивается.    С начала 2017 года активизировалась совместная работа РСПП с ЕЭК по подготовке двусторонних соглашений ЕАЭС с Китаем, Египтом, Израилем, Индией, Ираном, Камбоджей, Кореей, Монголией, Сербией, Сингапуром. Проведён опрос бизнеса по изучению торгово-экономических связей. Собрана и передана в Комиссию информация по проектам экспортной, инвестиционной и инфраструктурной направленности.
            С докладом на заседании выступил Президент РСПП А.Н.Шохин. Он отметил, что мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. сказался на темпах роста мирового товарооборота и способствовал новому витку протекционизма в торговой и инвестиционной политике. В 2015 г. темпы роста упали почти на 13 %.
            В этой связи принятие «Группой двадцати» обязательства по борьбе с протекционизмом стало одной из наиболее знаковых инициатив международного сообщества в данной сфере. Лидеры «двадцатки» обязались воздерживаться от принятия протекционистских мер и способствовать отмене действовавших торговых и инвестиционных ограничений на саммите, прошедшем 15 ноября 2008 года в Вашингтоне. Однако число ограничений постоянно нарастает. В условиях, когда одним из важнейших драйверов мировой торговли стало бесперебойное функционирование трансграничных цепочек добавленной стоимости (ЦДС), рост барьеров для торговой и инвестиционной деятельности становится серьезным фактором риска. Нетарифные меры, технические стандарты и требования, а также административные ограничения, связанные с прохождением таможенных процедур, являются основными препятствиями для ЦДС. Нетарифные меры могут оказывать более значительное воздействие на производителей, чем тарифы.
            Согласно результатам исследования ОЭСР, потенциальный эффект снижения стоимости участия в ЦДС от реализации всего комплекса мер по упрощению процедур торговли достигнет 15% для стран с низким уровнем доходов, 13-16% для стран со средним уровнем доходов и 10% для стран ОЭСР.
            Международный опыт показывает, что для интеграции национальных предприятий в региональные и глобальные цепочки добавленной стоимости одной из наиболее эффективных мер является заключение региональных соглашений, способствующих дальнейшему снижению торговых ограничений. Однако распространение многосторонних торговых соглашений, зачастую носящих региональный или двухсторонний характер, создает риски для целостности международной торговой системы, размывая универсальный торговый режим под эгидой ВТО. Аналогичные тенденции наблюдаются и в инвестиционной сфере, где существующие ограничения также препятствуют эффективной работе трансграничных ЦДС.
            Барьеров в наших странах, как и во многих развивающихся странах, сохраняется еще достаточно много, отметил А.Н.Шохин. Об этом свидетельствует индекс ограничений прямых иностранных инвестиций (ПИИ), разработанный ОЭСР.  Средний показатель индекса для стран, входящих в Организацию – 0,067. Среднее значение индекса для стран «Группы двадцати» составило 0,087. Показатель России составил – 0,181, а стран ЕАЭС (Россия, Казахстан, Кыргызстан) – 0,133.
            Наличие ограничений ПИИ является важным, но не единственным фактором, влияющим на инвестиционную привлекательность юрисдикции, о чем свидетельствует пример Китая, демонстрирующего один из наиболее высоких показателей инвестиционных ограничений (0,386) среди стран, проанализированных ОЭСР и являющихся одной из наиболее привлекательных юрисдикций.
            Тем не менее, наша основная общая задача: обеспечить, чтобы новые соглашения ЕАЭС с третьими странами способствовали снижению барьеров для торговли и инвестиций, создавали условия для интеграции наших компаний в трансграничные цепочки добавленной стоимости и выращивания региональных цепочек, ядром которых являются компании ЕАЭС.
            С докладом на  заседании выступила В.О.Никишина, Член Коллегии (Министр) по торговле ЕЭК. Она охарактеризовала подходы к переговорным процессам и формированию директив на переговоры, рассказала о состоянии взаимодействия ЕЭК с Ираном, Сингапуром, Египтом, Индией, Кореей, КНР. О проделанной работе и ближайших планах Комитета Делового совета ЕАЭС по торгово-экономическим отношениям с КНР рассказал его председатель, Генеральный директор Исследовательского центра «Международная торговля и интеграция» В.Ю.Саламатов. В продолжение темы сотрудничества с КНР участники заседания заслушали информацию вице-президента АО «ОТЛК» И.В.Згурского о регулярных железнодорожных контейнерных перевозках по маршруту Китай-Европа-Китай, осуществляемых Объединённой транспортно-логистической компанией – совместным проектом железных дорог Беларуси, Казахстана и России. Член Бюро Правления РСПП, Председатель Совета директоров ПАО «Северсталь», Председатель Комитета РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО А.А.Мордашов остановился на теме будущего мировой торговой системы. Всё больше стран стимулируют торгово-экономическое взаимодействие через механизмы торговых соглашений, замыкают производственные цепочки внутри мегарегиональных блоков. Процесс интеграции существенно усложняется, акценты смещаются от торговли товарами в сферу услуг, инвестиций, трансфертов знаний и технологий. В свете известных политических обстоятельств практически пропал из лексикона политиков презентованный в 2003 году проект единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. Между тем, стратегически он был бы очень комплементарен тем трендам и интеграционным процессам, которые сейчас разворачиваются на пространстве большой Евразии. И, несмотря на дефицит диалога в политической сфере, бизнес вполне способен ставить вопросы о локальных, но важных изменениях в техническом регулировании, практиках таможенного администрирования и других регуляторных вопросах, которые были бы шагами к этой общей цели. Мы ожидаем вступления в силу нового Таможенного кодекса ЕАЭС, который должен способствовать организации более эффективного формата контроля над движением товаров и грузов через границы Союза.
            А.А.Мордашов выразил уверенность в том, что бизнесу и ЕЭК есть ещё много чем заниматься в сфере создания надёжных и предсказуемых транспортных коридоров. Для бизнеса всех стран ЕАЭС важно участие в выработке решений по обсуждаемым соглашениям и форматам сотрудничества. Целесообразно использовать опыт РСПП по согласованию позиций при вступлении в ВТО и экспертизу Комитета по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО и других заинтересованных комитетов и комиссий.
            В заседании приняли участие ответственные специалисты ЕЭК, представители «Деловой России», ТПП РФ, отраслевых бизнес-объединений России, российского бизнеса, специалисты-эксперты и члены комитетов и комиссий РСПП.


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER