Стр. 81 - ProfFin_2017_02-1

Упрощенная HTML-версия

наконец, поняли, что лучше иметь опорные,
хорошие университеты на местах, чем множе-
ство недобросовестных вузов.
– Я в Казани увидел, что в авиационном
институте открылось отделение журнали-
стики. И мне стало страшно летать…
– Это еще не страшно. А вот то, что в не-
которых технологических университетах от-
крывали факультеты здравоохранения – это уже
страшнее. Меня удивляют руководители мест-
ных органов власти, которые ходатайствуют об
открытии в технологическом университете фа-
культета здравоохранения. Там нет ни базы, ни
преподавательского состава. Что такое учебный
процесс? Это, в первую очередь, качественные
преподаватели, потом– качественные студенты.
Вы можете представить, какой врач выйдет
из технологического вуза в регионе, где двух
профессоров медицины невозможно найти?
– Как вы оцениваете состояние финан-
сового образования сегодня и возможные
сценарии его развития? Ведь действительно,
как вы уже сказали, не только волей неко-
торых топ-менеджеров, но и волей рынка
зачастую всё сводится к упрощённым моде-
лям, обслуживанию конвейера. Например –
кредитного. У нас в стране долгое время
«кредитный бум» был, а настоящих фон-
довых специалистов, настоящих специали-
стов по институциональным инвестициям,
по более сложным продуктам было мало.
Кредитный конвейер забирал все… Каковы
перспективы финансового образования?
– Мы так и не сформировали настоящий
финансовый рынок. То, что деньги, чьи бы они
ни были, должны работать, говорили еще клас-
сики. По разным оценкам, у населения сегодня
находится от 11 до 30 триллионов рублей, много
временно свободных денег у предприятий. И
эти деньги не работают на экономику, потому
что нет серьезных инструментов привлечения
денег в оборот. Это очень большая проблема
финансового рынка. Наша финансовая систе-
ма на 95% – это банковская система. Поэтому
говорить надо, в первую очередь, о банковской
системе, которая и так уже сужается до опасного
предела. У нас в некоторых регионах вообще уже
нет никакой банковской конкуренции, в лучшем
случае остались 1–2 банка, которые согласуют
между собой свою кредитную и процентную по-
литику. Это уже не рыночные отношения. Если
такими темпами пойдем, то в ближайшее время
в стране установится господство 7–8 банков.
Это очень плохо.
А финансовое образование меняется вместе
с теми тенденциями, которые есть на рынке.
Сейчас активно внедряем в учебный процесс
дисциплины, связанные с финтехом, идут лек-
ции по блокчейну, криптовалютам, выпускники
пишут дипломные работы на эти темы. Зарабо-
тал во всю мощь учебно-научный департамент
анализа данных, принятия решений и финан-
совых технологий. Востребованы будут выпуск-
ники, освоившие фундаментальные знания
и новые технологии.
– Завтра ваш выпускник может уже
не только в банке, но и в компании теле-
кома пригодиться?
– Может. И должен. Мы начинаем совмест-
ные программы с крупными техническими ву-
зами. В этом году открываем две программы,
одну – вместе с Московским Институтом стали
и сплавов, вторую – по корпоративным фи-
нансам с рядом крупных компаний и банков.
С наиболее технологически «продвинутыми»
банками и корпорациями ведем переговоры
о других совместных программах. Недавно
провели большую конференцию с участием
крупнейших работодателей по финансовым
технологиям.
Как бы нам ни хотелось, но эра классических
банковских учреждений, может быть, проходит.
И мы не можем готовить специалистов прошло-
го, мы должны готовить специалистов будущего.
Я жестко выступал
за необходимость сокращения
количества вузов,
которые выдавали дипломы,
но не давали знаний.
81
Интервью