Стр. 32 - ProfFin_2017_02-1

Упрощенная HTML-версия

5) сведения о квалификационных справоч-
никах и общероссийских классификаторах,
в которых содержится описание профессии;
6) сведения о требованиях к квалификации,
установленных федеральными законами,
иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, нормативными
правовыми актами федеральных органов
исполнительной власти, актами Банка Рос-
сии, иных органов и организаций, имеющих
исключительные права регулирования;
7) код и наименование федерального госу-
дарственного образовательного стандарта
профессионального образования по про-
фессиям, специальностям и направлениям
подготовки, соответствующим профессии;
8) наименование совета по профессиональным
квалификациям (при наличии);
9) возможность прохождения независимой
оценки квалификации в соответствии с за-
конодательством Российской Федерации;
10) дополнительная информация о профессии,
в том числе о востребованности, перспек-
тивах развития профессии и занятости,
полученная по итогам различных опросов.
В этой связи, хотелось бы обратить вни-
мание на два важных момента. Во-первых,
в Справочнике дается краткая характеристи-
ка профессий и сведения о требованиях к их
квалификации. Это важно, прежде всего, для
работодателей, для тех, кто готовит кадры и тех,
кто выбирает профессию или ищет работу. Во-
вторых, Минтрудом России были определены
критерии разграничения понятий «востребо-
ванные» профессии и «перспективные, новые»
профессии (Таблица 1).
Однако в самом Справочнике все профес-
сии «идут» общим списком, поскольку такое
деление в определенной мере носит условный
характер, перспективные и востребованные
профессии могут сопрягаться, соединяться,
интегрироваться.
В соответствии с законодательством ак-
туализация Справочника будет осуществляться
ежегодно, что является весьма важным условием
и соответствует общемировой практике.
Применение Справочника позволит фор-
мировать предложения: по разработке и ак-
туализации профессиональных стандартов, что
в свою очередь будет способствовать обеспече-
нию потребности рынка труда в обновленных
квалификационных требованиях к работникам;
по разработке федеральных государственных
образовательных стандартов профессионально-
го образования и образовательных программ,
что будет способствовать обеспечению по-
требности экономики в квалифицированных
работниках. Применение Справочника за счет
обеспечения правильного выбора профессии
и оптимального построения карьеры гражда-
Таблица 1. Возможные критерии для отбора востребованных на рынке труда, новых
и перспективных профессий, специальностей
Критерии по востребованным
профессиям
Критерии по перспективным, новым профессиям
Массовый характер профессии
(специальности)
Связь профессии (специальности) с появлением
принципиально новых технологий, производственных
(бизнес) процессов (новые профессии и специальности)
Прогнозируемый рост занятости
по профессии (специальности)
в долгосрочной перспективе
(в течение шести лет на 20%
и более)
Планируемые изменения трудовых функций
работника в среднесрочной перспективе (не менее
трех лет) в связи с обновлением техники, технологий
и организации труда (эволюционирующие профессии
и специальности)
Ключевые профессии
(специальности) для сектора
экономики
Принадлежность профессии (специальности) к сектору
экономики, активно развивающемуся в мире
Источник:
Формирование справочника профессий, востребованных на рынке труда, новых
и перспективных профессий, специальностей. – Презентация Минтруда, май 2015 года.
32
ПРОФЕССИОНАЛ • ФИНАНСЫ • №2, сентябрь 2017