Стр. 26 - ProfFin_2017_02-1

Упрощенная HTML-версия

предполагает отдельную процедуру проверки
квалификации лиц, желающих заниматься ауди-
торской деятельностью. Аналогичная ситуация
имеет место в сфере оценочной деятельности
(см. Федеральный закон «Об оценочной деятель-
ности в Российской Федерации»). Сохранение
указанных систем оценки после 1 июля 2019 г.
возможно при внесении соответствующих по-
правок в ТК РФ, что, по мнению СПКФР, не-
целесообразно.
Поэтому Совет, проанализировав имею-
щиеся практики, подготовил предложения
об устранении дублирующих функций и при-
ведении ряда ведомственных систем оценки
квалификации в соответствие с требованиями
Федерального закона от 3.07.2017 г. №238. Речь
идет, по сути, об унификации требований к рын-
ку профессиональных квалификаций с позиций
их независимой оценки.
Кроме того, СПКФР будет прорабатывать
вопрос о нормативном определении стимулов
для работников и работодателей при наличии
свидетельств о квалификации, полученных
при прохождении профессионального экзамена
в рамках НОК.
4. Экспертиза федеральных
государственных образовательных
стандартов (ФГОС) и примерных
основных образовательных программ
(ПООП).
За прошедшее время СПКФР провел экспер-
тизу и одобрил 11 ФГОС высшего образования
и 3 ФГОС среднего профессионального обра-
зования по укрупненной группе «Экономика
и управление».
Среди них: экономика (бакалавриат и ма-
гистратура); финансы и кредит (магистратура);
государственный аудит (магистратура) и др.,
а для СПО – экономика и бухгалтерский учет
(по отраслям); финансы; банковское дело. На-
ряду с этим проведена предварительная экс-
пертиза и оценка большого количества про-
фессиональных образовательных программ
различного вида и уровня на их готовность
к профессионально-общественной аккреди-
тации (ПОА), о которой подробнее будет сказано
далее.
Существенным является включение в состав
экспертов представителей профильных феде-
ральных учебно-методических объединений
(ФУМО) высшего и среднего профессионального
образования. Это способствует сопряжению
профстандартов в сфере финансового рынка
и соответствующих ФГОС, что предусмотрено
принятыми в 2016 году соглашениями между
СПКФР и ФУМО.
За последнее время обозначилась тенден-
ция к изменению структуры ФГОС, которая
обусловлена высокой степенью сложности
имплементации требований профстандартов
во ФГОС и которая заключается в переносе тре-
бований к профессиональным компетенциям
выпускников в ПООП. При этом профильные
профстандарты войдут в структуру модернизи-
рованного ФГОС в форме приложений. В этом
случае крен экспертизы, проводимой СПКФР
на соответствие требований ФГОС к резуль-
татам освоения основных профессиональных
программ в части профессиональных компе-
тенций переносится на сами программы, что,
безусловно, придаст этому процессу большую
гибкость и оперативность.
Так два ФГОС по экономике (уровень бака-
лавриата и магистратуры), включающие финан-
совую сферу, сопряжены с большим количеством
профстандартов. Но это не значит, что с при-
нятием нового профстандарта надо обязательно
вносить серьезные изменения в ФГОС или при-
нимать новые, связанные с длительными право-
выми процедурами. Надо просто периодически
актуализировать принятые образовательные
стандарты в части приложенных к ним перечней
профстандартов и разрабатывать на этой основе
ПООП и затем ОПП, которых внутри широкого
направления подготовки «Экономика» может
быть достаточно много, обеспечивая подго-
товленность выпускника по любому профилю
финансового рынка. Такой подход дает вузом
большие возможности для маневра. В случае
отсутствия необходимых профстандартов
ПОА является внешним
контуром управления
профессиональной
образовательной программой.
26
ПРОФЕССИОНАЛ • ФИНАНСЫ • №2, сентябрь 2017