Стр. 19 - ProfFin_2017_02-1

Упрощенная HTML-версия

В
 настоящее время совершенствование
взаимодействия и сопряжения сфер
труда и профессионального образова-
ния осуществляется на основе процес-
са постепенного перехода к новой, современной
системе профессиональных квалификаций, от-
вечающей реалиям рынка труда. Эффективным
инструментом, призванным способствовать
этому процессу, является Национальная система
квалификаций Российской Федерации (НСК).
Хотя официальное определение НСК в на-
стоящее время отсутствует, принято считать, что
она представляет собой комплекс взаимосвязан-
ных документов, государственно-общественных
институтов и мероприятий, обеспечивающих
управление жизненным циклом квалификаций,
повышения качества трудовых ресурсов, опти-
мизацию трудовых процессов, взаимодействие
сфер профессионального образования и труда
в целях обеспечения качества подготовки ра-
ботников и их конкурентоспособности на на-
циональном и международном рынке труда.
Новизна, сложность НСК, существенный
объем нормативно-правовой базы, добро-
вольность участия, другие факторы затруд-
няют порой восприятие идей, методологии,
инструментария новой системы квалификаций.
Более того, подчеркнем, что в различных сек-
торах экономики совершенно разная ситуация
с пониманием развития технологий и соот-
ветствующих трудовых процессов, различная
экспертная и организационная база, различный
уровень консолидации работодателей, про-
фессиональных сообществ. Поэтому, для эф-
фективной реализации НСК в своем секторе им
требуются различные ресурсы и время.
Созданный Указом Президента РФ Нацио-
нальный совет при Президенте Российской Фе-
дерации по профессиональным квалификациям
1
принимает решения о создании советов по про-
фессиональным квалификациям (СПК) в различ-
ных областях профессиональной деятельности
и наделении их полномочиями (прекращении их
полномочий). На 1 июля 2017 г. насчитывалось
1. Указ Президента Российской Федерации
от 16 апреля 2014 г. №249 «О национальном совете`
при Президенте Российской Федерации по профессио-
нальным квалификациям» (в ред. Указа Президента
Российской Федерации от 18 декабря 2016 г. №676).
28 СПК, которые являются ключевым звеном
в организационной структуре Национальной
системы квалификаций.
Вышеназванным Указом Президента РФ
четко определены пять основных направлений
деятельности СПК, в которых, по сути, отра-
жены все элементы Национальной системы
квалификаций:
1) мониторинг рынка труда, обеспечение
его потребностей в квалификациях и профес-
сиональном образовании;
2) разработка и актуализация профессио-
нальных стандартов и квалификационных
требований;
3) организация независимой оценки ква-
лификации по определенному виду профес-
сиональной деятельности;
4) проведение экспертизы федеральных
государственных образовательных стандартов
профессионального образования, примерных
основных профессиональных образовательных
программ и их проектов, оценка их соответствия
профессиональным стандартам, подготовка
предложений по совершенствованию указанных
стандартов профессионального образования
и образовательных программ;
5) организация профессионально-
общественной аккредитации основных про-
фессиональных образовательных программ,
основных программ профессионального обуче-
ния и (или) дополнительных профессиональных
программ.
Содержание указанных направлений рас-
крыто и конкретизировано с учетом законода-
тельства о независимой оценке квалификации
2
,
в соответствующем приказе Минтруда России
3
.
2. Федеральный закон от 3 июля 2016 г.№238‑фз
«О независимой оценке квалификации».
3. Примерное положение о совете по профес-
сиональным квалификациям: утверждено приказом
Минтруда России от 19.12.2016 г. № 758н.
Эффективным инструментом
является Национальная
система квалификаций.
19
Акцент