Стр. 99 - ProfFin_2017_02-1

Упрощенная HTML-версия

Одной из важнейших задач необходимо-
сти присутствия профессиональных кадров
в государственных внебюджетных фондах, го-
сударственных учреждениях, государственных
корпорациях организациях, более 50 процентов
акций долей в (уставном) капитале которых на-
ходится в государственной собственности – это
антикоррупционные решения в виде приме-
нения профилактических мер, установленных
законом.
Существуют и проблемы разработки и вне-
дрения профессиональных стандартов в эконо-
мической и финансовых областях. Проблемой,
которую призваны решить все действующие
СПК, – это обеспечение активной разработки
профессиональных стандартов, необходимых
для проверки квалификации действующих
и вновь принимаемых сотрудников всех про-
фессий, квалификации которых должны быть
оценены. При этом, очевидно, что отсутствие
всех требуемых профстандартов или, даже, одно-
го из них будет замедлять возможность реали-
зации антикоррупционных мер в полной мере.
Приведем конкретный пример.
Сегодня учреждениям Министерств и ве-
домств поручено провести работу по внедрению
профстандартов и проведения аттестации со-
трудников.
Например, Государственным лабораториям
судебной экспертизы, являющимся учрежде-
ниями Министерства юстиции РФ поручено
в определенные сроки провести аттестацию
сотрудников по ряду специальностей.
В общем смысле данное задание касается
аттестации сотрудников, специальности кото-
рых имеют разработанные профессиональные
стандарты, в том числе и аттестация сотрудников
экономических специальностей. Однако, сегодня
отсутствует соответствующий профессиональ-
ный стандарт для судебного (или процессуаль-
ного) эксперта в области экономики и финансов.
В учреждении Министерства юстиции Рос-
сийской Федерации во исполнение распоряже-
ния Минюста России от 27 октября 2010 года
№ 9105р «Об организации добровольной сер-
тификации компетентности экспертов в госу-
дарственных судебно-экспертных учреждениях
Министерства юстиции Российской Федерации»
в РФЦСЭ при Минюсте России проводятся орга-
низационные мероприятия по возобновлению
процедуры добровольной сертификации соглас-
но установленным правилам Системы и терри-
ториальным зонам обслуживания. В настоящее
время в рамках данной системы осуществляется
первичная сертификация компетентности фи-
зических лиц, имеющих высшее профильное
образование и стаж экспертной деятельности
не менее одного года
4
.
Нормативное закрепление квалификаци-
онных требований к эксперту осуществлено
в статье 13 федерального закона №73‑ФЗ:
должность эксперта в государственных судебно-
экспертных учреждениях может занимать граж-
данин Российской Федерации, имеющий высшее
образование и получивший дополнительное
профессиональное образование по конкретной
экспертной специальности в порядке, уста-
новленном нормативными правовыми акта-
ми соответствующих федеральных органов
исполнительной власти. Должность эксперта
в экспертных подразделениях федерального
органа исполнительной власти в области вну-
тренних дел может также занимать гражданин
Российской Федерации, имеющий среднее про-
фессиональное образование в области судебной
экспертизы.
В системе судебной экспертизыМинюста РФ
разработана и реализуется хорошо построенная
и серьезная система подготовки и аттестации
сотрудников, являющихся судебными экс-
пертами, включающая в себя наставничество
действующими экспертами неаттестованных
сотрудников, подготовку (обучение теории
и выполнение практической работы) будуще-
го эксперта, сдачи соискателями контрольных
заданий и экспертом квалификации и права
подписи судебно-экспертных заключений.
Определение уровня квалификации экспер-
тов и аттестация их на право самостоятельного
производства судебной экспертизы осуществля-
ются экспертно-квалификационными комиссия-
ми в порядке, установленном нормативными
правовыми актами соответствующих федераль-
4. Актуальный Реестр сертифицированных лиц
в соответствии с правилами системы добровольной
сертификации методического обеспечения распола-
гается в открытом доступе на сайте РФЦСЭ по адресу:
http://www.sudexpert.ru/standards/standards_news.php.
99
Оценки