Стр. 84 - ProfFin_2017_01-1

Упрощенная HTML-версия

заложено 9 квалификационных уровней. Думаю,
что сегодня важнее говорить не о количестве
квалификационных уровней, а о содержатель-
ном, качественном наполнении каждого из них.
Именно данный подход поможет определить
соответствие.
– Какие задачи сегодня решаются
при помощи принятия профессиональных
стандартов?
– Нужно отметить, что в Национальной
системе квалификаций профессиональному
сообществу отведена ключевая роль. Именно
представители бизнеса, как заинтересованные
лица, формирующие запросы рынку труда, ак-
тивно участвуют в разработке профессиональ-
ных стандартов. Первоочередная задача состоит
в том, чтобы с помощью профессиональных
стандартов представить систему требований
к квалификации конкретного человека, претен-
дующего на то или иное рабочее место. Также
посредством профессиональных стандартов
определяется соответствие уровня имеющейся
квалификации работника требованиям, предъ-
являемым к нему той профессиональной по-
зицией, на которую он претендует.
– Каким образом образовательные
стандарты перекликаются с существующими
профессиональными стандартами?
Я уже частично ответила на этот вопрос.
Подчеркну, что образовательные стандарты
и профессиональные стандарты – важные до-
кументы Национальной системы квалификаций,
которые должны быть взаимосвязаны.
Процессы, которые сегодня происходят
в сфере образования, сложны и болезненны.
Образовательные учреждения испытывают
много трудностей в связи с перестройкой об-
разовательных стандартов под конкретные
запросы рынка труда. Действительно, мы в от-
вете за обеспечение рынка труда достойными
специалистами, отвечающими его требованиям.
В то же время, нельзя забывать, что образова-
ние, получаемое в высших учебных заведениях,
формирует компетенции, которые значительно
превышают требования к знаниям и умениям
работника на конкретном рабочем месте. Выс-
шее образование формирует мыслительную
систему человека, обогащая ее философско-
методологическими знаниями, предоставляю-
щими возможность определять цели, задачи,
принимать решения, а не только выполнять
конкретные действия в производственном
процессе. Важно, чтобы процесс сопряжения
профессиональных и образовательных стан-
дартов не выхолащивал сущность высшего
образования.
– Какие еще шаги предстоит предпри-
нять для того, чтобы образовательная систе-
ма наиболее полно удовлетворяла запросы
рынка труда?
Необходимо создать систему гибкого до-
полнительного образования, ориентированную
на изменяющиеся запросы рынка труда в со-
ответствии с тенденциями экономического
развития страны.
Более того, на мой взгляд, специалисты-
практики должны участвовать в образователь-
ном процессе не только как критики, определя-
ющие соответствие компетенций выпускников
требованиям рынка, но и как активные непо-
средственные участники процесса формиро-
вания будущих специалистов, выступая в роли
лекторов-практиков, обеспечивая экспертизу
учебно-методических материалов, учебных
планов, и в целом осуществляя патронаж об-
разовательных программ.
Специалисты-практики
должны участвовать
в образовательном процессе
не только как критики,
определяющие соответствие
компетенций выпускников
требованиям рынка, но и как
активные непосредственные
участники процесса
формирования будущих
специалистов.
84
ПРОФЕССИОНАЛ • ФИНАНСЫ • №1, март 2017