Стр. 6 - ProfFin_2017_01-1

Упрощенная HTML-версия

сколько в тех результатах, которые ожидаются
от внедрения в практику данной системы. К
таким результатам можно отнести, прежде всего,
обеспечение более полного соответствия квали-
фикаций работников требованиям производства
(работодателей), что при соблюдении прочих
условий, например, правильной организации
производства, должно привести к увеличению
производительности труда; снижению расходов
на «профессиональную доводку» работников и,
как следствие, повышение доходов бизнеса. Но
бизнес не должен забывать, что без его участия
в разработке профессиональных стандартов
создать качественные документы, корректно
отражающие требования к квалификации работ-
ников в том или ином виде профессиональной
деятельности, невозможно. Здесь необходима
совместная конструктивная работа всех за-
интересованных сторон: государство-бизнес-
профессиональные сообщества.
– На ваш взгляд, в чем состоит роль го-
сударства при внедрении в практику проф-
стандартов? Должно ли оно взять на себя
функцию посредника между системой об-
разования и требованиями (желаниями)
работодателей?
– Государство является одним из заин-
тересованных участников данного процесса
(внедрения профессиональных стандартов),
т.к. государство у нас и один из крупнейших
«провайдеров» образовательных услуг, и один
из крупнейших работодателей. Поскольку го-
сударство обладает значительными ресурсами
по организации тех или иных процессов, то, как
нам в РСПП представляется, оно должно по-
мочь в формировании и внедрении в практику
единых правил и регламентов, обеспечиваю-
щих применение профстандартов. Это касается
и системы профессионального образования
и обучения, и системы управления персоналом.
– При трудоустройстве вчерашние
выпускники вузов нередко слышат в свой
адрес – «Забудьте все, чему вас учили в ин-
ституте». Видите ли вы в этом серьезную
проблему для работодателей? Свидетель-
ствует ли это о качестве профобразования
в стране?
– «Борода» этого анекдота «скрывается
за горизонтом»! Ровно это говорили многим
выпускникам 60‑х – 80‑х лет прошлого столетия,
но не всем. Как и сегодня, есть примеры высших
учебных заведений, выпускники которых поль-
зуются устойчивым высоким спросом на рынке
труда не только у нас в стране, но и за рубежом.
Но проблема соответствия квалификации вы-
пускников организаций профессионального
образования требованиям, предъявляемым
к работникам в реальном секторе экономике,
существует. Именно на преодоление (или хотя
бы смягчение) данной проблемы направлена
работа, которую РСПП совместно с партнерами
ведет уже много лет. Начиная с 2014 г., в котором
распоряжением Правительства РФ от 14.05.2014
№817‑р РСПП был определен исполнителем
работ по разработке профессиональных стан-
дартов для работников внебюджетной сферы
с использованием средств государственного
бюджета, активность и результативность РСПП
в данном направлении существенно возросла.
Расширился и перечень направлений, в который
входит не только разработка профессиональ-
ных стандартов для внебюджетной сферы, но
и внедрение профессиональных стандартов
посредством проведения независимой оценки
квалификаций, профессионально-общественной
аккредитации образовательных программ.
– В принципе, насколько сегодня велик
разрыв между фундаментальным образова-
нием и необходимыми профессиональными
компетенциями и навыками, требуемыми
работодателями?
– Разрыв, безусловно, существует. Однако
объективных методик его определения нет.
Мы можем опираться только на косвенные
данные и экспертные мнения. Надо понимать,
что каким бы этот разрыв ни был, всегда на-
до стремиться его сократить. В этом процессе
Основными задачами
Национального совета как
раз и являются создание
условий и обеспечение баланса
«квалификационного спроса
и предложения» в российском
обществе.
6
ПРОФЕССИОНАЛ • ФИНАНСЫ • №1, март 2017