Стр. 65 - ProfFin_2017_01-1

Упрощенная HTML-версия

знавать, что выпускник способен осуществлять
профессиональную деятельность в нужном ему
направлении, но часто это не тот готовый про-
дукт, который ему хотелось бы получить.
Проблемой также является отсутствие ис-
черпывающего количества профессиональных
стандартов на момент разработки и актуали-
зации ФГОС. Что с этим делать? Необходима
разработка отраслевых рамок квалификаций,
фактически представляющих собой некие би-
блиотеки, где будут описаны квалификации,
в том числе для которых еще нет профстан-
дартов и которые в целом затруднительно опи-
сать с помощью трудовых функций и действий
(например, руководителя или исследователя).
СПКФР сейчас работает над созданием своей
отраслевой рамки квалификации. После этого
мы сможем говорить о более широком соответ-
ствии требованиям работодателей формируе-
мых ФГОС, ПООП и ОПОП, не формализованных
в профстандартах.
Еще один значительный риск заключается
в том, что профстандарты имеют своих владель-
цев (и не всегда одного) – от-
раслевые СПК, объединения
работодателей и пр. Поэтому
мы имеем ситуацию, когда
отраслевой профстандарт
по бухгалтерской деятельно-
сти, например, в строитель-
стве отличается по квали-
фикационным требованиям
от стандарта СКПФР для той
же профессии. И здесь очень
важно выстроить взамодей-
ствие между отраслевыми
СПК на момент разработки
профстандартов И эксперти-
зы «общих» образовательных
стандартов. Замечу, что СПКФР в рамках центра
по оценке ФГОС и профессиональных стандар-
тов сегодня очень активно приглашает к диалогу
другие СПК, в том числе ТПП РФ, которая от-
вечает за профстандарты по закупкам. То есть
это работа, которая должна вестись комплексно
и совместными усилиями разных СПК.
И, наконец, существенный риск связан
с жизненным циклом профессиональных стан-
дартов, который ограничен определенным вре-
менным периодом. То есть, когда мы планируем
компетенцию выпускника, то должны пони-
мать, что необходимо прогнозировать, какие
требования рынка труда будут предъявляться
к выпускнику через несколько лет. Профстан-
дарты тоже должны постоянно обновляться.
Как я уже сказал выше, пять профстандартов
в финансово-экономической сфере в этом году
должны быть актуализированы (всего по всем
отраслям экономики «апгрейду» в 2017‑ом под-
лежат минимум50 профстандартов).
Безусловно, профстандарты – это инстру-
мент очень важный и полезный, в том числе для
выстраивания конструктивного диалога между
сферами труда и образования. Но этот инстру-
мент нельзя использовать, как единственный.
Работа по гармонизации системы образования
с требованиями работодателей должна вестись
постоянно на разных уровнях – это должны
быть совместные прогнозы развития рынков,
разработка отраслевых рамок квалификаций,
обсуждения конкретных образовательных про-
грамм и т. д.
Мы должны понимать, что
необходимо прогнозировать,
какие требования рынка
труда будут предъявляться
к выпускнику через несколько
лет.
65
Интервью