Стр. 63 - ProfFin_2017_01-1

Упрощенная HTML-версия

– Александр Александрович, как сейчас
обстоит ситуация с принятием и гармониза-
цией профессиональных и образовательных
стандартов в сфере финансового рынка?
– На сегодняшний день утверждено и за-
креплено за советом по профессиональным
квалификациям финансового рынка (СПКФР)
29 профессиональных стандартов. В планах
на текущий год – еще 16 разработать и 5 – ак-
туализировать. Плюс есть несколько отраслевых
профстандартов, которые так или иначе соотно-
сятся с финансовой сферой. К примеру, в строи-
тельстве, нефтегазовом комплексе. Финансовая
сфера, хоть и не относится к «сквозным» видам
профессиональной деятельности, а является
отдельной областью, имеет свою особенность –
она обслуживает все направления экономики.
Для сравнения, общее количество утверж-
денных сегодня в России профстандартов – 856.
Хотя, на какие‑то отдельные отрасли равняться
не приходится – везде есть пробелы, ни одна об-
ласть профессиональной деятельности сегодня
не закрыта полностью профессиональными
стандартами. И в ближайшее время закрыта
не будет.
– Есть ли какие‑то проблемы в связи
с таким частичным отсутствием ориентиров
при разработке образовательных стандар-
тов? Тем более, что сроки для их принятия
уже, как говорится, поджимают?
– Да, в июле 2017 года заканчивается срок,
который законодательством установлен для
актуализации федеральных государственных
образовательных стандартов (ФГОС). Но, на-
до заметить, что здесь мы как раз имеем зна-
чительные успехи. На сегодня из 490 ФГОСов
высшего образования уровня бакалавриата,
магистратуры и специалитета 431 уже внесены
в Минобрнауки России, часть из них уже про-
ходит общественное обсуждение и согласова-
ние в НСПК. То есть, скоро они будут готовы
к утверждению. Среди готовящихся проектов
ФГОС есть образовательные стандарты, которые
относятся к укрупненной группе по экономике
и управлению, где с финансовой сферой, прежде
всего, сопряжены стандарты по экономике. Это
один ФГОС уровня бакалавриата и один – уровня
магистратуры.
– То есть, всего два?
– Надо понимать, что один ФГОС по эко-
номике сопряжен с очень большим количеством
профстандартов. Причем не только в русле про-
фильных и смежных направлений, но и с учетом
других опций – ведь выпускник программы
высшего образования может стать, скажем,
педагогом или ученым. И утверждение новых
профессиональных стандартов, как правило,
не приводит к утверждению новых ФГОСов.
При этом замечу, что чем выше мы под-
нимаемся по уровню образования, тем меньше
соотвествующих ФГОСам профессиональных
стандартов. То есть, если на уровне бакалав-
риата с ФГОСом по экономике и управлению
сейчас сопряжены около 30 профстандартов,
то на уровне магистратуры, согласно подготов-
ленному проекту, их будет соответственно один
к 23. Это совершенно нормально, поскольку
описание квалификаций, как правило, осущест-
вляется от нижних уровней.
Работа над профстандартами ведется
в режиме нон-стоп, в том числе в связи с по-
Попытки выделить новые
профессии в отдельные
направления подготовки
связаны с рисками для системы
образования.
Об особенностях применения профессиональных стандартов в системе
профобразования в сфере финансового рынка рассказывает Александр
Жидков, ответственный секретарь рабочей группы Национального совета
по профессиональным квалификациям по применению профессиональных
стандартов в системе профессионального образования и обучения (НСПК)
при Президенте РФ, помощник ректора НИУ ВШЭ
63
Интервью