Стр. 83 - FinVestnik_2017_01-1

Упрощенная HTML-версия

– Вероника Георгиевна, что включает
в себя понятие «рамка квалификаций»?
– Сегодня на российском рынке труда
сложилась острая необходимость приведения
в соответствие запросов рынка труда и тех зна-
ний и навыков, которые будущие работники по-
лучают в образовательных учреждениях. Рамка
квалификаций представляет собой документ,
позволяющий, во‑первых, осуществить сопряже-
ние квалификационных потребностей работода-
телей с компетенциями работников; во‑вторых,
приводить в соответствие образовательные
программы с профессиональными стандартами,
обеспечивая формирование специалистов, вос-
требованных рынком; в‑третьих, оценить их
квалификационный уровень и предоставить
возможность определения траектории даль-
нейшего профессионального развития.
– На каком этапе находится форми-
рование рамки квалификаций и системы
квалификаций в России?
– Национальным Советом при Президенте
Российской Федерации по профессиональным
квалификациям поставлены важные цели и за-
дачи, не терпящие отлагательства. Как бизнес-
сообщество, так и представители академической
среды готовы к их реализации. Сегодня раз-
работка профессиональных и образовательных
стандартов находится в своей активной фазе,
не менее активно обсуждается в экспертном
сообществе содержание рамки квалификаций,
подходы и методики ее построения.
– Российская система квалификаций
перекликается с зарубежными системами
квалификаций? Необходимо ли в этом во-
просе соответствие общемировым стан-
дартам?
– Мировой опыт в этом области суще-
ственен. Международной Организацией Труда
и ЮНЕСКО разработан ряд важных документов
по этому вопросу. С конца 90‑х годов развитие
рамок квалификаций на международном уровне
стало важнейшим направлением реализации ре-
форм в сфере профессионального образования
и систем обучения. Во многих странах рамки
квалификаций созданы, например, в таких, как
Великобритания, Австралия, Новая Зеландия,
Южная Африка, Германия и других. В странах
ЕАЭС, таких, как Казахстан и Белоруссия прово-
дится активная деятельность в части создания
рамки квалификаций.
Стоит отметить, мировой опыт отдельных
стран по формированию подобных националь-
ных систем квалификации ценен и, конечно
же, мы его изучаем. Однако каждая страна
уникальна, обладает своей профессиональной
культурой, своими ценностями. В этой связи
простое копирование успешного опыта одной
страны и перенос его на ценностную структуру
общества другой не будет полезно. Действуя
подобным образом, можно подорвать основы
такого важного для России начинания.
– Насколько существующая иерархия
квалификационных уровней соответствует
потребностям российского рынка труда?
– В любой профессиональной области че-
ловеку необходимо знать требования к уровням
квалификации для понимания перспектив свое-
го профессионального роста и построения ка-
рьеры. В Национальной системе квалификаций
Декан факультета экономики и финансов Санкт-Петербургского го-
сударственного экономического университета, д.э.н., профессор Вероника
Шубаева рассказала о важности создания в России рамки квалификаций, о
применении мирового опыта в этой области, а также о том, как важно в
процессе сопряжения профессиональных и образовательных стандартов не
выхолащивать сущность высшего образования
Сегодня разработка
профессиональных
и образовательных
стандартов находится в своей
активной фазе.
83
Интервью