Стр. 73 - ProfFin_2017_03-1

Упрощенная HTML-версия

веряют. Спикер явно попал в точку, если судить
по бурным аплодисментам разноплеменной
аудитории.
Как бороться
с банковским кризисом
Наиболее интересным из четырёх секцион-
ных заседаний мне показалось то, где обещали
говорить о том, как обеспечить доступ бизнеса
к рынкам капитала и источникам финансиро-
вания на пространстве Евразии. На поверку
тема оказалась много шире, но от того только
интереснее.
Тон задал председатель исполкома Ассо-
циации банков Республики Казахстан
Марат
Байтоков
. Он сразу же заявил, что будет гово-
рить о том, как банковская система Казахста-
на справляется с кризисом – в течение девяти
лет. Это, знаете ли, требует смелости – вот так
взять и заявить, что кризис продолжается (когда
другие, по заверениям больших начальников,
уже давно с ним справились). Тем более что
к началу кризиса 2007–2008 года банковский
сектор Казахстана считался (да и был) передо-
вым на просторах СНГ и служил примером для
тех, кто отставал. Однако «ипотечный» кризис
в США отозвался и в далёкой от них стране, где
лопнул такой же «пузырь», хоть и поменьше
размером. Но Казахстану хватило – и все девять
тел, по словам спикера, идёт очистка рынка
от остатков этой финансовой аварии.
Сейчас, по самым оптимистичным оцен-
кам, проблемными считаются 12% общего
ссудного портфеля. Если же по строгим мер-
кам – до 25–26%. Хотели даже ввести «норматив
проблемности», ограничив его 10 процентами,
но не стали: «Когда экономика на боку, о чём
говорить с заёмщиками?». Впрочем, речь здесь –
о компаниях, потому что ситуацию в рознице
удалось вытащить.
Теперь о том, как относятся к банковскому
кризису власть и регулятор. Президент страны
дал поручение: подумать о том, как всё‑таки
вытащить банки. Вопрос не праздный: «Об-
жёгшись на молоке, банки дуют на воду» и вы-
ставляют более или менее крупным клиентам
весьма жёсткие требования, переводя стрелки
на малый бизнес и физических лиц. В результате
кредитный портфель сжался на 8%, ну, а даль-
ше – по цепочке, которая нам, в России, увы,
хорошо известна.
Ситуацию усугубило то, что в неприятности
попали сразу несколько очень заметных и зна-
чимых банков, в первую очередь Казкоммерц-
банк, на спасение которого требуется триллион
тенге (курс национальной валюты – 330 тенге
за доллар). И ещё столько же – на пять других
банков. Деньги на спасение нужны длинные,
которых Национальный банк не может предо-
ставить по определению. Выход всё же наш-
ли – займы на 15 лет, 4% годовых, под закупку
выпущенных банками облигаций. Причём го-
сударство берёт на себя две трети суммы, ещё
треть предоставляют собственники. Разумеется,
каждый банк разрабатывает подробную и тща-
тельную программу оздоровления.
На какой срок рассчитана принятая в Ка-
захстане программа повышения финансовой
устойчивости? Как минимум на пять лет, потому
что прежде всего деньги пойдут на «латание
дыр», связанных с плохими долгами.
И ещё один шаг казахстанского регулятора
направлен на оздоровление ситуации: переход
к Базелю 3 Нацбанк перенёс на 2021 год, рассу-
див, что стабильность – важнее, а быть «впереди
планеты всей» по Базелю – не обязательно.
Комментируя это выступление, модератор
панели Иштван Лендьел заметил, что опыт всех
без исключения стран говорит о том, что вос-
становление банковского сектора без помощи
государства невозможно. Достаточно сказать,
что в Евросоюзе – единственный случай «само-
оздоровления», который можно счесть счастли-
вым исключением.
71
Репортажи