Стр. 61 - ProfFin_2017_03-1

Упрощенная HTML-версия

бухгалтер для подтверждения своей квалифи-
кации обязан не только теоретический экзамен
сдать, но и практически показать навыки работы
во всех трех системах. Кому‑то из крупных кор-
пораций достаточно будет наших универсальных
оценочных средств, а кто‑то готов эти оценоч-
ные средства имплементировать в свои внутрен-
ние системы аттестации. Такая возможность
тоже появилась, мы будем предлагать крупным
корпорациям оценочные средства по нашим
стандартам. Что мы решим этой задачей? Кор-
порации получат специалиста, который нужен
именно для их отрасли, но вполне «встраивается»
и в национальную систему профессиональных
стандартов своей отрасли.
Мы категорически против идеи всех от-
правлять в центр оценки квалификации для
подтверждения квалификации. У нас есть пул
обязательных квалификаций, которые в опера-
тивном режиме придется встроить в институт
ЦОКов –для них подтверждение квалификации
будет обязательным только через центры оценки
квалификаций. Но будет перечень квалифика-
ций, которые можно подтверждать внутри своей
компании или внутри других институтов.
Например, Центральный банк проводит
отбор организаций, которые имеют право при-
сваивать определенные квалификации и сер-
тифицировать специалистов. ЦОКи ни в коем
случае не будут рушить традиционные системы
аттестации, они лишь придут в соответствие
с инновационными требованиями к тому или
иному профессиональному стандарту, а обяза-
тельная квалификация в ряде профессий как
была на рынке, так и останется.
– Насколько сфера образования сейчас
откликается на работу СПКФР?
– Для нас сфера образования, наверное,
первична в реализации наших задач, потому
что основной посыл – не поголовно отправить
всех для подтверждения квалификации, а дать
рынку и работодателям специалистов, которые
отвечают квалификационным требованиям.
Поэтому для нас глобальная задача заключается
в формировании тех образовательных программ
и той структуры таких программ, которая со-
ответствует требованиям профессиональных
стандартов. Время дискуссий нужно это делать
или не нужно – это уже вчерашний день. Сей-
час нужно выстроить систему учета профес-
сиональных стандартов в сфере образования,
и мы рады, что в нашей отрасли институты об-
разования относятся к этому с пониманием.
Наши партнеры – это ведущие вузы в сфере
финансов и экономики, такие как Финансо-
вый университет, Высшая школа экономики,
РАНХиГС, Плехановская академия, Уральский
федеральный университет и так далее. То есть
вся плеяда ведущих вузов нашего профиля под-
держивает нашу идеологию.
В этом направлении мы запускаем большой
проект – сопряжение промежуточной системы
аттестации студентов (экзамены после семе-
стров) и государственной итоговой аттестации
(выпускные экзамены) с институтом незави-
симой оценки квалификации. Мы в СПКФР
приняли решение, что готовы засчитывать те-
оретический экзамен в вузах как теоретическую
часть профессионального экзамена в центрах
оценки квалификации – при условии, что об-
разовательная программа, по которой студент
или выпускник сдал экзамен, прошла професси-
онально-общественную аккредитацию СПКФР.
Например, допустим магистерская программа
«Оценка бизнеса» прошла профессионально-
общественную аккредитацию; мы понима-
ем, что она готовит специалистов по нашим
требованиям, – значит, мы предполагаем, что
студенту, который учился по этой программе
и сдал успешно промежуточный или итоговый
экзамен, может быть зачтена автоматом теоре-
тическая часть профессионального экзамена.
Такой эксперимент мы запустили, в нём
принимают участие 6 регионов и итоговая го-
сударственная аттестация в этом году в ряде
вузов пройдет при сопряжении с институтом
независимой оценки квалификации. Вузы очень
позитивно реагируют на это решение, ведь ос-
новная задача вузов та же самая, что и у нас, –
выпустить на рынок труда специалистов, кото-
рые будут востребованы работодателями.
Перед нами стоит задача
формирования квалификаций
для всего спектра экономики.
59
Интервью