Стр. 27 - ProfFin_2017_03-1

Упрощенная HTML-версия

Максимцев Игорь Анатольевич
, доктор экономических наук, про-
фессор, ректор Санкт-Петербургского государственного экономического
университета.
В
 российской экономике сегодня проис-
ходят радикальные изменения форм
и темпов жизни. Можно наблюдать
существенное ускорение смены техно-
логий производства и потребления, сокращение
периодов устойчивости производственных мо-
делей, всеобщую «диджитализацию» процессов,
усложнение форм трудовой деятельности и др.
Эти явления непосредственно связаны с каче-
ственными и временными рамками системы
образования.
Система образования любого государства
призвана соответствовать характеру запро-
сов общества, быстро реагировать и в ряде
случаев предвосхищать их изменения через
содержательное наполнение образовательных
процессов, внедрение новых их форм и способов
их организации.
Нужно признать, что в России, несмотря
на активную перестройку образования в связи
с созданием Национальной системы квалифика-
ций, существует серьезный разрыв между обще-
ственными потребностями в инновационном
развитии и применяемыми в российском об-
разовательном процессе формами и методами.
Российское образование перестраивается под
запросы рынка труда и определяемые професси-
ональными стандартами компетенции, однако
практическая реализация знаний обучающихся,
получаемых в вузах, пока недостаточна.
Нужно сказать, что нацеленность на скорей-
шую практическую реализацию получаемого
в вузе знания у обучающихся является значи-
мой задачей для производителя, желающего
при приеме на работу иметь высококвалифици-
рованного работника, чья адаптация к трудовым
и производственным процессам минимальна,
а способность выполнения определенных ква-
лификацией функций гарантирована. Данная
задача значима и для вуза в силу того, что
от ее решения зависит востребованность его
выпускников и, следовательно, конкурентная
позиция на рынке образования. Однако вуз
формирует в мыслительной деятельности вы-
пускника, в том числе и такие значимые для
профессиональной деятельности знания, отдачу
от которых нельзя ждать в скорейшем будущем.
Речь идет о навыках системной мыслительной
деятельности, умения самостоятельно учиться,
обобщать и стратегически мыслить, принимать
решения и нести за них ответственность. Про-
блема учета этих компетенций в требованиях
к квалификациям и профессиональным стан-
дартам – предмет отдельного обсуждения.
Еще одним моментом, важным и значимым
для решения государственной задачи постро-
ения Национальной системы квалификаций,
является воспитательная функция образова-
ния – функция подготовки гражданина России
с устойчивой позицией, взрослым поведением,
способного делать осознанный выбор, нести
ответственность за себя, свою семью, компа-
нию, патриота по определению, преданного
своей стране и делу. Об этой важной миссии
образования в сегодняшних дискуссиях о его
соответствии запросам общества и требованиям
рынка труда говорят немного и нечасто, что
не снижает ее важности и актуальности.
Для того чтобы в нашей стране Националь-
ная система квалификаций заработала в полной
мере необходимо, чтобы система образования
смогла обеспечивать выпускника целостным
видением процессов, происходящих в эконо-
мике, пониманием их взаимосвязанности, вза-
имозависимости и взаимообусловленности, то
есть востребованностью рынком труда знания
и, соответственно, системностью видения ра-
ботником своей жизни. Для этого необходимо
дальнейшее развитие профессионально-обще-
ственной аккредитации образовательных про-
грамм, особенно в части предмета ПОА, состава
Система образования
любого государства призвана
соответствовать характеру
запросов общества.
25
Акцент