Стр. 3 - SPKFR_Booklet_A5_2017-4

Упрощенная HTML-версия

3
Профессиональные стандарты рассматриваются в настоящее время
зарубежными и российскими экспертами как один из инструментов, по-
зволяющих создать устойчивое и эффективное взаимодействие сферы
труда и сферы образования, обеспечить рациональное использование
человеческих ресурсов и, в конечном счете, содействовать устойчивому
развитию общества.
Важно не только создать систему профессиональных стандартов, пред-
ставляющих актуальную характеристику профессиональных квалифика-
ций, востребованных в экономике, но и сформировать устойчивые меха-
низмы их актуализации и корректного внедрения в практику.
Профессиональные стандарты, разрабатываемые в России в настоя-
щее время, создаются «не на пустом месте». Они являются приемниками
традиционных квалификационных справочников (ЕТКС и КСД), но имеют
несколько иную структуру и содержание, которое позволяет представить
более полную и адекватную характеристику квалификации.
В сфере труда профессиональные стандарты важны для: формирова-
ния и поддержания высокого профессионального уровня рабочей силы,
наиболее полно соответствующей потребностям производства и, следо-
вательно, для обеспечения повышения производительности и конкурен-
тоспособности; определения и формулирования потребностей в рабочей
силе и профессиональной подготовке; эффективного, обоснованного
подбора кадров и проведения «внутрифирменного» профессионального
обучения; проведения оценки и аттестации квалификаций; развития мо-
бильности рабочих кадров и др.
В сфере образования профессиональные стандарты используются при:
разработке программ профессиональной образования и подготовки, ме-
тодов оценки и аккредитации всех видов профессионального обучения,
соответствующих потребностям экономики; обеспечении сопряженности
образовательных программ разного уровня и вида и усиления целост-
ности всей системы профессиональной подготовки и, следовательно, по-
строения эффективной и гибкой системы, способной быстро и адекватно
отвечать на изменения в социально-экономической сфере.
Государство является одним из заинтересованных участников процес-
са внедрения профессиональных стандартов, так как государство у нас
и один из крупнейших «провайдеров» образовательных услуг, и один
из крупнейших работодателей. Поскольку государство обладает значи-
тельными ресурсами по организации тех или иных процессов, то, как нам
в РСПП представляется, оно должно помочь в формировании и внедре-
нии в практику единых правил и регламентов, обеспечивающих приме-
нение профстандартов. Это касается и системы профессионального обра-
зования и обучения, и системы управления персоналом.